Ученые выяснили, как черная крыса колонизировала Европу в римский и средневековый периоды

Новый анализ древней ДНК показал, как черная крыса, обвиненная в распространении Черной смерти, рассеялась по Европе, и показал, что этот грызун дважды колонизировал континент в римский и средневековый периоды. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Исследование, проведенное Йоркским университетом совместно с Оксфордским университетом и Институтом Макса Планка, является первым древним генетическим исследованием вида (Rattus rattus), часто известного как корабельная крыса.

Проанализировав ДНК останков древних черных крыс, найденных в археологических раскопках с I по XVII века в Европе и Северной Африке, ученые собрали новые сведения о том, как популяции крыс рассеивались после приливов и отливов человеческой торговли, урбанизма и империй.

Исследование показывает, что черная крыса колонизировала Европу, по крайней мере, дважды: один раз с римской экспансией, а затем снова в средневековый период, что согласуется с археологическими данными о сокращении или даже исчезновении крыс после падения Римской империи.

Авторы исследования говорят, что это, вероятно, было связано с крахом римской экономической системы, хотя климатические изменения и чума Юстиниана 6-го века также могли сыграть свою роль. Когда в средневековый период вновь возникли города и торговля на дальние расстояния, новая волна черных крыс сделала то же самое.

Черная крыса – один из трех видов грызунов. Они были широко распространены по всей Европе по крайней мере до 18 века, после чего их популяция сократилась, скорее всего, в результате конкуренции с недавно появившейся коричневой крысой (Rattus norvegicus), которая в настоящее время является доминирующим видом крыс в умеренной Европе.

“Мы давно знаем, что распространение крыс связано с человеческими событиями, и подозревали, что римская экспансия привела их на север Европы. Но одним из замечательных результатов является нашего исследования то, насколько оно было похоже на одно событие: все наши кости Римских крыс от Англии до Сербии генетически образуют одну группу. Когда крысы вновь появляются в средневековый период, мы видим совершенно другую генетическую подпись – но опять же все наши образцы от Англии до Венгрии и Финляндии объединяются. Мы нашли более четкое доказательство повторной колонизации Европы”, – рассказывает доктор Дэвид Ортон.