Установлено, что супербактерия C. difficile может циркулировать между свиньями и людьми

Ученые, исследовавшие образцы супербактерии Clostridioides difficile с 14 свиноферм в Дании, обнаружили обмен несколькими генами устойчивости к антибиотикам между свиньями и пациентами-людьми, что свидетельствует о возможности передачи инфекции человеку (зооноз). Пресс-релиз опубликован на сайте EurekAlert!

Исследование, проведенное доктором Семехом Бежауи и коллегами из Университета Копенгагена и Института сыворотки Statens Serum в Дании, представлено в этом году на Европейском конгрессе клинической микробиологии и инфекционных заболеваний (ECCMID) в Лиссабоне, Португалия.

“Наше открытие множественных и общих генов устойчивости указывает на то, что C. difficile является резервуаром генов устойчивости к противомикробным препаратам, которыми могут делиться животные и люди. Это тревожное открытие предполагает, что устойчивость к антибиотикам может распространяться более широко, чем считалось ранее, и подтверждает наличие звеньев в цепи устойчивости, ведущей от сельскохозяйственных животных к человеку”, — рассказывает доктор Бежауи.

Clostridioides difficile – это бактерия, поражающая кишечник человека и устойчивая ко всем современным антибиотикам, кроме трех. Некоторые штаммы содержат гены, позволяющие им вырабатывать токсины, которые могут вызывать разрушительное воспаление в кишечнике, приводящее к опасной для жизни диарее, в основном у пожилых людей и госпитализированных пациентов, получавших лечение антибиотиками.

Гипервирулентный штамм C. difficile (риботип 078; RT078), который может вызывать более серьезные заболевания, и его основная последовательность типа 11 (ST11) были связаны с увеличением числа инфекций в сообществе у молодых и здоровых людей. Недавно было установлено, что сельскохозяйственные животные являются резервуаром RT078.

В данном исследовании датские ученые изучили распространенность штаммов C. difficile среди домашнего скота (свиней) и потенциал зоонозного распространения генов устойчивости к противомикробным препаратам путем сравнения с клиническими изолятами от пациентов датских больниц.

Образцы кала были собраны у 514 свиней в двух партиях с ферм по всей Дании в период между 2020 и 2021 годами.

Они были протестированы на наличие C. difficile, а генетическое секвенирование использовалось для определения наличия в них генов токсинов и устойчивости к лекарственным препаратам. Секвенирование генома также использовалось для сравнения изолятов C. difficile из образцов свиней с 934 изолятами, собранными у пациентов с инфекцией C. difficile за тот же период.

Из 514 образцов свиней в 54 были обнаружены признаки C. difficile. Дальнейший анализ 40 образцов показал, что C. difficile чаще встречалась у поросят и свиноматок, чем у убойных свиней. Авторы предполагают, что это может быть связано с разницей в возрасте между поросятами и взрослыми свиньями – состав микробиоты молодых свиней делает их более восприимчивыми к успешной колонизации.

В общей сложности тринадцать типов последовательностей, обнаруженных у животных, соответствовали тем, которые были найдены в образцах кала пациентов.