В МФТИ разработали новую модель вспышек гамма-излучения в атмосфере

Российские ученые из МФТИ, ВШЭ и Института прикладной физики РАН предложили более реалистичную модель распространения гамма-вспышек во время грозы и опубликовали свое исследование в журнале JGR: Atmospheres.

Вспышки гамма-излучения в земной атмосфере во время грозы были обнаружены учеными еще в 1994 году, причем, как выяснилось, их энергия может быть направлена в космос или к поверхности Земли, а образуют их быстрые электроны внутри областей сильного электрического поля, которые образуются во время грозы.

Российские ученые во главе с Александром Гуревичем ввели термин “лавина убегающих электронов”. По их версии, быстрые электроны теряют энергию медленнее, чем подпитываются из электрического поля, поэтому они способны ускоряться до релятивистских скоростей в 50–80 МэВ.

Лавина убегающих электронов, которая появляется в этом случае, соседствует с гамма-вспышкой. При этом лавина электронов распространяется по аналогии с атомным реактором, а области с электрическими полями – сильными или слабыми – внутри выглядят более-менее однородно.

По новой схеме гамма-луч запускает области сильного электрического поля лавину убегающих электронов, тогда как электроны в слабом поле быстро теряют энергию. Поэтому дальнейшие исследования структуры электрического поля грозы получит решающее значение для понимания физики электронных лавин и гамма-излучения.