Российская нефть, обходя западные санкции, находит новый путь к своим потребителям – Китаю, благодаря Севморпути. Первые тестовые перевозки уже начались, и два танкера, NS Arctic и «Приморский проспект», отправились из портов Приморска и Усть-Луги 13 и 14 июля соответственно.
На данный момент суда прошли Норвегию и теперь направляются к своей конечной точке – Жичжао в Китае, где ожидается их прибытие 12-18 августа. Общий путь займет около 34 дней.
Эксперт РАНХиГС Александр Воротников отмечает, что маршрут через СМП в два раза короче, чем через Суэцкий канал, что также снижает расходы на транспортировку нефти. Кроме того, это логистическое решение представляется намного безопаснее с учетом недавних проблем с западными санкциями. Сейчас навигация по Севморпути возможна с июня по декабрь, но после спуска на воду ледокола «Лидер», разработанным заводом «Звезда», она станет круглогодичной.
Представители «Росатома» отметили, что Севморпуть изначально задумывался как коммерческий проект, однако интерес к нему снизился в связи с русофобскими настроениями. Тем не менее, страны БРИКС и азиатские государства начинают обращать на него внимание и рассматривать его как потенциально важный транспортный маршрут.