Руководство по правильной организации транспортной логистики


Под транспортной логистикой (далее по тексту – ТЛ) принято понимать систему, посредством которой обеспечивается транспортирование и доставка материальных объектов из одного пункта в другой. ТЛ выступает в качестве базового направления науки об управлении вещественными и информационными потоками в ходе транспортирования объектов купли-продажи.

Понятие и цели транспортной логистики

[stextbox id=’alert’]Львиная доля операций, осуществляемых в ТП в ходе движения материального потока, обеспечивается посредством транспортных средств. Ведь транспорт в рамках данной отрасли выступает в качестве связующего звена.[/stextbox]

Сам по себе транспорт также имеет классификацию:

  • транспорт общего пользования (это транспортные ресурсы народного хозяйства, обслуживающего население, он функционирует в системе путем сообщения);
  • транспорт не общего пользования (это внутрипроизводственные агрегаты и прочие средства, которые принадлежат предприятиям нетранспортной направленности).

Благодаря грамотной организации ТЛ на предприятии можно обеспечить беспрекословное соблюдение основных правил логистики. Их шесть:

  • доставляется нужный товар (груз);
  • в необходимое место;
  • своевременно;
  • в требуемом количестве;
  • определенного качества;
  • с минимальными издержками.

Как добиться успеха в организации транспортной логистики – смотрите в этом видео:

Чтобы иметь общее представление о ТЛ, необходимо усвоить ее структурную часть и содержание. Вот направления деятельности, имеющие к ней непосредственное отношение:

  • организация доставки грузовой единицы из пункта «А» в пункт «Б»;
  • обеспечение оформления сопутствующей документации;
  • сопровождение перевозки юридической документацией. Здесь вы узнаете, как правильно оформить инструкцию водителя-экспедитора по перевозке грузов;
  • проведение расчетных операций за оказанные услуги;
  • осуществление погрузо-разгрузочных работ;
  • комплектование, упаковывание и складирование товарных позиций;
  • оптимизация всех транспортных процессов;
  • оказание информационной помощи и поддержки;
  • предоставление дополнительных услуг (таможенное оформление, хеджирование и т. д.).

Что такое складская логистика и в чем заключаются ее основные принципы – читайте в статье по ссылке.

Как обстоят дела с логистикой в РФ

[stextbox id=’black’]В сравнении со странами Запада данная отрасль в России идет не такими масштабными шагами. Дело в отсутствии сформированных бизнес-планов и проектов, которые могли бы четко и лаконично распределять обязанности между всеми участниками процесса, чтобы он дошел до автоматизма.[/stextbox]

Получается следующая картина: один участник обязан выполнять множество задач, в которых он просто-напросто некомпетентен.

На практике есть еще несколько факторов, оказывающих негативное влияние на становление этой ниши в нашей стране:

  • нестабильность внутренней экономики;
  • недостаточно хороший темп развития производственной деятельности;
  • неудовлетворительное состояние транспортных узлов и дорог;
  • невысокий уровень развитости материально-технической базы.

Наряду с этим есть несколько положительных тенденций, способствующих хорошей перспективе развития этой сферы. В частности, речь идет о всесторонней подготовке специалистов в логистике и возведению новых систем сбыта.

Функции и задачи, стоящие перед ТЛ

Базовая функция этого экономического феномена – создание совокупной системы, способствующей оптимизации процесса грузоперевозок.

В целях ее выполнения необходимо добиться обеспечения всех участников процесса техническим, а также технологическим соответствием, применяя при этом ключевые методики прогнозирования, а также следуя принципу согласованности всех звеньев цепи.

Наряду с основной опцией есть несколько дополнительных, но менее глобальных:

  • организация решений по всем вопросам, связанным с планированием и реализацией перевозки товара от места производства до пункта назначения с оказанием сопутствующих услуг;
  • сопровождение процесса необходимыми документами и предоставление дополнительных сервисов, которые могут понадобиться (таможенное оформление, финансирование, страховые полисы и пр.);
  • регулирование объемов товарных партий за счет организации грамотных погрузо-разгрузочных работ, включая расфасовку, упаковку, отправку для хранения на склад.
Руководство по правильной организации транспортной логистики
Элементы транспортной системы.

Среди ключевых задач, решаемых ТЛ, можно выделить следующие направления:

  • выбор оптимального вида транспортного средства;
  • сопоставление транспортных процессов с производственными и складскими задачами;
  • определение удобных маршрутов поставки в соответствии с километражем, количеством пунктов остановки, качеством дорог и т. д.

Решение всех этих задач должно осуществляться не по отдельности, а в комплексе.

Основные разновидности

Основное классификационное направление заключается в разделении транспортной логистики на внутреннюю и внешнюю отрасль.

[stextbox id=’info’]В первом случае речь идет о перемещении груза в пределах организации или между ее подразделениями. Во второй ситуации – о доставке грузовой единицы от изготовителя к конечному потребителю.[/stextbox]

Сами по себе транспортные перевозки представлены в следующих разновидностях:

  • унимодальные – их обеспечение происходит посредством одного типа транспортного средства;
  • мультимодальные (многовидовые) – процедура перевозки осуществляется с применением нескольких типов транспортных средств под руководством одного компетентного организатора, несущего ответственность за слаженность всего процесса;
  • интермодальные – в целях доставки груза применяется несколько разновидностей транспорта, при этом перевозка осуществляется силами одного оператора (маршрут выглядит так: первая точка – пункты промежуточного значения – получатель), ответственность делится между перевозчиками, имеющими равенство в статусе;
  • смешанные – при этом виде грузоперевозок принято применять две разновидности транспорта, первый занимается доставкой до непосредственного места погрузки, в то время как второй направляет товар конечному потребителю;
  • комбинированные – этот вариант доставки имеет сходство со смешанным типом, однако предполагает применение большего количества транспортных единиц.

Два подхода к организации транспортного процесса

В рамках ТЛ принято руководствоваться двумя основными принципами.

  1. Традиционный подход. Оператора мультимодальной перевозки здесь нет, а взаимодействие участников происходит последовательно. Передача информации наряду с потоками финансов осуществляется строго между смежными звеньями цепи поставок. Соответственно, единых тарифов в этой цепочке не предусмотрено.
  2. Принцип логистики. Весь процесс находится под руководством единого оператора. В итоге происходит преобразование схемы – из последовательной в последовательно-центрированную. Это явление сопровождается возникновением общих тарификаций.

Проведение аналитики конечных пунктов

На начальном этапе менеджер, занятый в сфере ТЛ, занимается разработкой схемы маршрута, принимая во внимание тип местности и категорию груза.

[stextbox id=’warning’]В процессе решения этой задачи прорисовывается картина касательно того, придется ли применять несколько видов транспорта, или можно будет обойтись одним, но используя промежуточных пунктов.[/stextbox]

Оценка характеристик товара

Особенности и свойства, которыми наделен груз, во многом оказывают влияние на процесс последующего выбора транспортного средства и разработки схемы движения.

А подбор транспорта зависит от габаритов, массы, консистенции груза, степени его опасности и ядовитости. Проведя детальный анализ грузовых характеристик, можно браться за выбор подходящего транспортного средства.

Какой транспорт стоит предпочесть

Ни один груз невозможно перевезти без транспорта. Именно от его выбора зависят издержки на перевозку. Ключевые критерии ТЛ следующие:

  • скорость доставки;
  • время, затраченное на путь;
  • понесенные затраты.

Критерии отбора подходящего варианта транспорта таковы:

  • ценность и характер груза;
  • число партий;
  • частота, с которой придется совершать отправку;
  • расстояние между пунктами.

По своему назначению транспортные единицы классифицируются следующим образом:

  • общественные виды (т. е. общего пользования);
  • специализированные (те, которые принадлежат конкретным организациям);
  • личные.

По потреблению энергии:

  • на основе двигателя (автомобили с гибридным или тепловым мотором, электрические вариации);
  • на силе ветра (судна, работающие от паруса);
  • на мускульной энергии (в связи с автоматизацией транспортных процессов они используются крайне редко).

[stextbox id=’alert’]Самый важный критерий классификации – среда перемещения. В данном разрезе выделяют несколько разновидностей транспорта.[/stextbox]

Автомобильный

Преимущества очевидны:

  • мобильность и маневренность;
  • доступность и невысокие тарифы;
  • высокая скорость;
  • регулярность отправлений;
  • богатый выбор перевозчиков;
  • отсутствие строгих требований к упаковке.

Недостатки заключаются в следующем:

  • несущественная грузоподъемность;
  • сильная зависимость от погоды и качества дорожного полотна;
  • высокая цена на дистанцию от 300 км;
  • дорогостоящее обслуживание;
  • высокая вероятность хищения товарно-материальных ценностей.
Руководство по правильной организации транспортной логистики
Функциональная структура ТЛ.

Железнодорожный

Преимущества многочисленны:

  • высокий показатель грузоподъемности;
  • перевозки осуществляются на регулярной основе;
  • независимость от метеорологических факторов;
  • высокая скорость доставки в связи с отсутствием пробок и длительных остановок;
  • низкая себестоимость отправки.

Недостатка лишь два. Они заключаются в низкой маневренности и монополизме перевозчиков.

Трубопроводный

[stextbox id=’black’]Это подходящий способ транспорта для перемещения веществ жидкой и газообразной консистенции. Предполагается использование специальных трубных сооружений.[/stextbox]

Преимущества методики налицо:

  • невысокая себестоимость;
  • отсутствие необходимости найма большого количества специалистов;
  • высокая вероятность сохранности груза в нетронутом виде (минимальная естественная убыль).

Недостатки:

  • небольшой список доступных для транспортирования грузов;
  • невозможность перевозки малых объемов.

Морской

Это основной транспорт в маршрутах, прокладываемых между континентами. Плюсы:

  • высокий порог грузоподъемности;
  • малая себестоимость;
  • сохранность товара.

Минусы:

  • ограниченная скорость;
  • отсутствие обширной географии перевозок;
  • редкость отправления;
  • наличие жестких требований к упаковке и креплению.

Речной

Он актуален в регионах, где отсутствуют железные дороги и аэропорты. Его использование позволяет получить следующие достоинства:

  • грузоподъемность;
  • достойная провозная возможность.

Недостатки:

  • ограниченная география;
  • зависимость от погодных условий и сезонных факторов;
  • невысокая скорость езды.

Воздушный

К нему относятся преимущественно самолеты и вертолеты. Преимущества заключаются в следующем:

  • сохранность;
  • высокий показатель скорости;
  • мобильность;
  • большая грузоподъемность;
  • оптимальные маршруты.

[stextbox id=’info’]Главный минус авиационного транспорта – высокая стоимость перевозок. Немаловажную роль играет и зависимость от погодных условий.[/stextbox]

Коротко о тарифах

Тариф – это ставка. Говоря простыми словами, он представляет собой цену, устанавливаемую за транспортирование груза. Фрахт выступает в качестве альтернативы тарифу и применяется в морском транспорте. Ставки варьирую, исходя из нескольких факторов – потребителей, типов груза, классов транспорта.

Каждая разновидность транспортных средств подразумевает применение особых систем тарифов. В автоперевозках используют следующие расчеты:

  • сдельные;
  • договорные;
  • тонны и часы;
  • по продолжительности эксплуатирования транспорта;
  • на основании километража;
  • за выезд с места.

На железнодорожном транспорте используются общие, местные и исключительные варианты тарификации. В море принято применять ставки по тарифу и фрахту для регулярных и нерегулярных линий соответственно.

Как выбрать подходящий маршрут

Необходимо рассмотреть несколько вариантов, используя методику анализа полной себестоимости. Во внимание принимаются следующие факторы:

  • вероятные риски;
  • простои и просрочки;
  • шансы порчи.

Главная задача – выбрать наименее затратный по деньгам маршрут.

Контрольные мероприятия при перевозке

[stextbox id=’warning’]Во избежание форс-мажорных обстоятельств и минимизации рисков необходимо использовать навигаторы. Важно обеспечить заказчику возможность отслеживания места нахождения его заказа или информировать его об этом самостоятельно посредством сотовой связи или всемирной паутины.[/stextbox]

Нюансы выбора перевозчика

В процессе выбора транспортной организации следует опираться на несколько ключевых моментов:

  • опыт работы на рынке;
  • материально-техническая оснащенность;
  • компетентность персонала;
  • применение сигнализации;
  • специализация;
  • прочие особенности транспортирования.

Единая транспортно-складская логистика

В ТЛ фигурирует понятие технологического единства. Дело в том, что процесс работы с каждым типом грузовой единицы должен быть слаженным и детально проработанным. А все звенья цепи поставок должны быть тесно взаимосвязаны между собой.

Процедура управления ТЛ

Управленческий процесс в рамках контроля логических операций заключается преимущественно в сокращении товарных запасов, минимизации расходов, расширении географии и объемов перевозок, предотвращении убытков.

Автоматизация

В целях обеспечения моментального решения задач ТЛ применяются специальные программы. Одна из них – TMS – Transport Management System. Она способствует расчету маршрутов с учетом модели сети, пропускной способности транспортного средства, веса и объема продукции.

[stextbox id=’alert’]С помощью этого сервиса пользователь наделяется возможностью получения наглядного сравнения маршрутов, установления погрешностей и отклонений, устранения нецелевого эксплуатирования машин и т. д.[/stextbox]

Документация

Нормативно-правовая база в сфере ТЛ включает в себя несколько важнейших бумаг:

  • Устав железнодорожного транспорта (а также водного, автомобильного);
  • Кодекс мореплавания;
  • соглашение, составляемое между перевозчиком и отправителем груза;
  • доверенность;
  • накладная. Тут вы узнаете, что такое товарная накладная ТОРГ-12 и как ее оформить;
  • ведомость;
  • счет-фактура.

В целом набор необходимых документов зависит от типа используемого транспорта.

Таким образом, транспортная логистика – важнейшее звено в сфере грузоперевозок. Для слаженной работы этой системы необходимо обеспечить выбор оптимального транспорта и маршрута для поездки.

Что такое транспортная логистика и в чем ее особенности – смотрите тут:

Подписка на FBM.RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных экономических новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Подписаться.

Добавьте FBM.ru в избранные новости Добавьте FBM в избранные новости

Оценить новость
( Пока оценок нет )
redactor2/ автор статьи
FBM.ru - Финансы  Бизнес Маркетинг