Под угрозой эпидемии жители страны замерли в ожидании слов президента к гражданам в своём втором обращении 2 апреля. Но и в этот раз глава государства не решился взять на себя ни действительную финансовую, ни политическую ответственность.
Действия государства на случай глобальных общественных потрясений чётко прописаны в Федеральном законе “О чрезвычайном положении”, там же предусмотрены компенсации из федерального бюджета всем понесшим финансовый урон из-за наступления особого режима, коим и является ЧС и ЧП. При чём компенсации полагаются как физическим, так и юридическим лицам.
Пока же провозглашён юридически не определённый «режим повышенной готовности к ЧС», сеющий правовой нигилизм по всей стране, и чем дальше от федерального центра, тем изощрённее карантин, в полном соответствии с поговоркой “когда в Стамбуле стригут ногти, в провинции рубят пальцы”.
Из-за этого у работодателей связаны руки: ведь по-прежнему платить зарплату отдыхающим сотрудникам их президент обязал, а предусмотренными компенсациями по случаю форс-мажора не обеспечил.
За сытые годы дорогой нефти и высокого газа государство пополняло свои кризисные резервы, отложив в Центробанк 42,6 трлн рублей с дополнительными 9,5 трлн рублей в Фонде национального благосостояния. Теперь настали тяжёлые времена, но глава государства не спешит “потрошить кубышку”, предоставив решать проблему с последствиями коронавируса главам регионов.
Губернаторы и главы регионов уже принялись усердствовать в введении мер, объявляя “комендантский час” или закрывая крупные населённые центры для въезда транспорта. С таким рвением недалеко и до тотальных кварк-кодов на выход из дома. Здесь уже начнёт страдать не только малый и средний бизнес, но и население.
Как должен был поступить президент, не прибегая к сомнительным полумерам
- Остановить правовой хаос путём ввода режима Чрезвычайного положения своим указом с сопутствующим реальным комендантским часом продолжительностью 30 суток, а не назначить ни к чему не обязывающую имитацию в виде “режима самоизоляции”. Этот шаг и будет означать фактическое взятие ответственности президентом и правительством РФ.
- Регламентировать условия комендантского часа, детально обозначив категории граждан, которым необходимо находиться на рабочих местах, снабдив их спецпропусками. Остальным категориям граждан предоставить возможность посещать окрестные магазины и аптеки без специального электронного учёта.
- На полицейские патрули и патрули Росгвардии должно быть возложено прямое соблюдение комендантского часа на улицах без вмешательства в личную жизнь посредством отслеживания переводов по банковским картам, видеонаблюдения и gps-трекинга телефонов с последующим вынесением заочного наказания. Такова зарекомендовавшая себя мировая практика. Штрафы только в случае встречи нарушителя с патрулём.
- Самое важное, что установление режима ЧП активирует для всех предприятий ситуацию форс-мажора, согласно которой федеральные власти должны обеспечить меры экономической поддержки:
– две трети среднемесячного заработка начисляются всем сотрудникам, вышедшим в отпуск без содержания
– запрет на увольнение по причине простоя бизнеса
– мораторий на уплату социальных взносов и налогов за работников для “законсервированного бизнеса”
– временная приостановка арендных платежей и кредитных обязательств для “законсервированного бизнеса”
– субсидии по оплате услуг ЖКХ
Вспомогательным шагом будет признать нецелесообразными затраты на уличное благоустройство в связи с праздниками и парадами.
Необходимость сокращения бюджета ВПК и отсрочка модернизации вооружённых сил.
Федеральный конституционный закон “О чрезвычайном положении”
Статья 27. Финансирование работ по устранению причин и последствий обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения
1. Объемы привлекаемого государственного резерва, размеры и порядок финансирования и материально-технического обеспечения работ по устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, в том числе порядок финансирования социальных выплат и компенсаций гражданам, понесшим ущерб в результате возникновения обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, мероприятий по временному отселению жителей в безопасные районы, в связи с применением иных мер, предусмотренных главой III настоящего Федерального конституционного закона, а также порядок выплаты компенсаций организациям, понесшим ущерб в связи с применением мер, предусмотренных главой III настоящего Федерального конституционного закона, определяется Правительством Российской Федерации. В случае недостаточности выделенных бюджетных ассигнований для финансирования указанных расходов Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего дополнительное финансирование.
2. Финансирование расходов, указанных в части первой настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Для осуществления указанного финансирования привлекаются полевые учреждения Банка России, создаваемые в соответствии с законодательством о Банке России.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.