Процесс закрытия индивидуального предпринимательства набирает обороты и становится все более популярным в РФ. Поводами могут быть как решения контролирующих, надзорных органов, так и собственная инициатива предпринимателя. Процедура имеет свои особенности, последовательность действий, необходимые документы и способы. Если Вы хотите узнать это и многое другое, оставайтесь с нами!
Основания ликвидации
[stextbox id=’alert’]В случае регистрации гражданина как индивидуального предпринимателя создается запись в реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Следовательно, предпринимательство становится ликвидированным после того, как соответствующие данные внесены в указанный выше реестр. Законодательно предусмотрены добровольное и принудительное закрытие ИП.[/stextbox]
К первому основанию относят личное мотивированное желание человека прекратить свою деятельность в форме предпринимателя. Вторая группа причин более широкая, в ее число входят:
- Смерть бизнесмена. В таком случае необходимо соответствующее решение суда.
- Решение арбитражного суда о признании ИП несостоятельным, то есть банкротом.
- Постановление суда о наложении запрета на занятие конкретным видом предпринимательской деятельности. Могут быть вынесены и другие решения, тогда происходит принудительная ликвидация предпринимательства.
- Смена жительства гражданина в пределах РФ или окончание регистрации, либо аннулирование документ, подтверждающего право проживать в России.
Независимо от основания ликвидации бизнеса, итог будет един – предприниматель исключается из ЕГРИП, о чем делается отметка и выдается соответствующее свидетельство.
Пошаговая инструкция как закрыть ИП самому:
Пошаговый алгоритм действий
Общий порядок прекращения деятельности ИП регламентирован Гражданским Кодексом РФ, а также ФЗ № 129, посвященном государственной регистрации предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с указанными законами общий порядок ликвидации бизнеса складывается из следующих шагов:
- Первоначально необходимо принять решение о ликвидации, а также определить способ. Решите, будете Вы это делать самостоятельно или через посредника – специализированные юридические фирмы.
- Оплатить государственную пошлину.
- За 60 дней до предположительной даты закрытия бизнеса известите всех нанятых сотрудников и органы государственной власти о принятом решении. Обратите внимание на этот пункт, ведь если Вы не оповестите работников, в будущем возможны иски и требования о возмещении вреда.
- За 14 дней до момента ликвидации направить официальное письмо об этом в центр занятости.
- Внести все взносы в фонды за работников, уплатить НДФЛ от зарплаты, сдать все отчетные документы. После этого сняться с учета в социальном фонде обязательного страхования.
- Погасить кредиторскую задолженность, если таковая имеется.
- На заключительном этапе сотрудники ФНС, ФСС, а также ПФР проводят проверочные мероприятия, принимают окончательное решение о ликвидации ИП, на основании чего аннулируется запись в реестре.
Пакет необходимых документов
В налоговый орган необходимо подавать следующие бумаги:
- Заполненное по установленной форме заявление. По общему правилу заявление нужно заверить у нотариуса. Это не требуется, если: предприниматель явился в налоговую лично с паспортом; обратился в МФЦ лично; предоставляет заявление в электронной форме с цифровой печатью.
- Квитанция об уплате государственной пошлины, это обычная квитанция.
- Справка из пенсионного фонда в том случае, если были застрахованные работники, за которых бизнесмен платил взносы. Предоставлять документ не обязательно, сотрудники налоговой его запрашивают самостоятельно.
Куда и как подать заявление
Существует несколько вариантов подачи документов, указанных выше:
- Лично или с помощью представителя (в таком случае предоставляется доверенность) в налоговую службу по месту жительства.
- Лично или посредством применения услуг представителя в МФЦ.
- Письмом с объявленной ценностью через Почту России, тогда нужно прикладывать дополнительно опись.
- С помощью нотариуса, тогда подписи заверяются.
- На сайте ru во вкладке «подача электронных документов и заявлений на регистрацию ЮЛ, ИП». Данная услуга доступная через портал госуслуг.
Сроки получения решения
Заявитель лично должен прийти в отделение и получить:
- Выписку из ЕГРИП, свидетельствующую об аннулировании записи о регистрации ИП.
- Уведомление о снятии предпринимателя с учетов в налоговом органе.
На протяжении 12 дней с момента принятия налоговыми инспекторами решения о ликвидации, предприниматель должен уведомить ПФР и предоставить копии документов, указанных выше. В течение 14 дней во всех органах государственной власти закрываются сведения.
Взаимодействие с ФНС
После того, как необходимые документы собраны, необходимо предоставить их в отделение налоговой службы по месту жительства предпринимателя. В течение 5 дней подготовится необходимое свидетельство, подтверждающее факт ликвидации. Для того, чтобы получить его бизнесмен должен явиться в налоговую с паспортом и распиской, свидетельствующей о сдаче документов.
Если у заявителя есть задолженности по уплатам налогов, налоговая служба может отказать в одобрении заявления, то есть не ликвидировать ИП. Помните, что это неправомерно, такое решение можно обжаловать в суде. Имеющиеся задолженности сохраняются за человеком, он должен будет их уплатить в дальнейшем в качестве физического лица. Возможно два исхода:
- Если декларации и отчетные документы были правильными без фальсификации, а долг образовался по объективным обстоятельствам, человек может быть признан банкротом.
- Если сотрудники налоговой службы нашли серьезные нарушения оформления документов и вскрылись новые долги, может быть заведено уголовное дело по факту уклонения от выплаты налогов.
Подача документов в ФСС
Начиная с 2017 года обращение предпринимателя в пенсионный фонд не является обязательным условием на пути ликвидации ИП. Теперь вся отчетность принимается в налоговой службе в соответствии со ст. 11 ФЗ № 167, посвященном обязательному страхованию.
Если имеется задолженность в ФСС, то этот факт не является основанием для закрытия предпринимательства. После того, как в ЕГРИП внесена запись об аннулировании предпринимательства, информация передается в ФСС. Все задолженности переносятся на человека в статусе физического лица.
Обратите внимание! Если индивидуальный предприниматель не был застрахован в Пенсионном фонде как страхователь и не делал отчислений за работников, необходимо взять соответствующую справку, подтверждающую это.
Проверки со стороны уполномоченных органов
В указанной выше последовательности действий для закрытия ИП важным пунктом отмелись проверки контролирующих органов. На практике чаще всего используются камеральные проверки. Их проводят различные органы:
- Ввиду того, что в 2019 году заявление о ликвидации подается в налоговую службу, проверки проводятся преимущественно сотрудниками ФНС. Это происходит в момент подачи отчетности, проводится проверка фактических данных тем, что указаны на бумаге, тогда возможны личные визиты.
- Пенсионный фонд и фонд страхования так же имеют право провести проверку без выезда. В момент подачи отчетов и деклараций проводится сверка правильности оформления документов. Документы проверяются на предмет наличия ошибок в расчетах, оформлении смет.
На практике первичный пакет документов подается в налоговую службу, после чего принимается решение о проведении проверочных мероприятий. По результатам уполномоченными сотрудниками составляются заключения и акты, на основании которых решается, ликвидировать ИП или оставить.
Действия с банковскими счетами
Перед процессом ликвидации банк должен аннулировать все счета и выдать остатки денег, находящихся на них чрез кассу, либо на личный счет гражданина. Чтобы деньги были переведены на личный счет, нужно написать дополнительное заявление в банке.
Архивирование данных
Важный этап деятельности – сдача документации в архив, в нем хранятся все важные сведения. Данное требование распространяется абсолютно на все организации и ИП, это необходимо для того, чтобы в случае необходимости можно было запросить документы уже после ликвидации предпринимательства.
Причем документы могут понадобиться как самому бизнесмену, так и его сотрудникам. Например, работник, находящийся на работе у предпринимателя потерял трудовую книжку, чтобы восстановить сведения, запрашиваются записи из архива.
В государственный или местный архив должны сдаваться такие данные, как:
- Объекты, подлежащие временному хранению до 10 лет.
- Документация с личной информацией о сотрудниках – хранится до 75 лет.
- Сведения, подлежащие обязательному хранению, об этом Вас проконсультируют в налоговой.
Цена процедуры
Обращаем внимание на то, что ликвидация ИП может быть проведена как лично, так и через фирм-посредников. Цены будут различаться, соответственно выше стоимость будет во втором случае, конкретные суммы узнавайте у консультантов той организации, к которой Вы обращаетесь.
Рассматривая первый, более экономный вариант, необходимо иметь ввиду следующее:
- Уплата государственной пошлины в размере 160 рублей.
- Выплаты по стразовым задолженностям или долгам в налоговой. Их может не быть и вовсе.
- Заверка документов у нотариуса около 1500 рублей.
- Стоимость процедуры закрытия счета в банке – зависит от кредитной организации и тарифов в ней.
- Если был кассовый аппарат, за снятие его с учета нужно заплатить 3000 рублей.
- Сравнение и сверка налоговых сборов – 500 рублей.
- Восстановление налогового, либо бухгалтерского учета – примерно 1 тысяча рублей.
Подробная инструкция о том, как закрыть ИП самостоятельно:
Почему процедура может затягиваться
Существует несколько случаев, в которых процедура может затягиваться. Эти ситуации четко регулируются нормами ФЗ № 129, а именно – статьей 23. Инспекторы могут отказать в приеме документов, а значит не ликвидировать ИП, если:
- Заявитель подал неполный пакет документов или неправильно заполнил заявление.
- Документы должны быть заверены нотариусом, но это не сделано.
- В ПФР не поданы отчеты о застрахованных работниках и взносах.
- Необходимые документы представлены не в тот налоговый орган.
[stextbox id=’info’]Процесс ликвидации ИП по инициативе самого бизнесмена начинается с момента сбора необходимых документов и обращения в налоговую службу по месту жительства. Есть некоторые особенности процедуры и рекомендации, которые выше мы указали, эта информация будет полезна каждому из Вас. [/stextbox]
Напомним, что если есть задолженности, то они не аннулируются и переносятся на человека в статусе физического лица. Если Вы сомневаетесь в своих силах, то лучше обратитесь в фирму-посредник, которая оказывает подобную процедуру. Желаем Вам удачи в этом непростом деле!