Гонки за роскошью: несмотря на СВО российские чиновники продолжают закупать западные иномарки


Авторынок нашей страны в 2022 году отличался особой турбулентностью. Большая часть брендов после начала СВО на Украине ушла из России: они остановили сборочные заводы и прекратили реализацию продукции. Однако чиновники не стремятся пересаживаться на отечественные «LADA» и китайские марки. Издание «Новые известия» узнало, какими уловками пользуются власть предержащие лица при осуществлении автомобильных госзакупок.

Сектор государственных заказов в прошлом году сузился параллельно со всем авторынком. По оценке пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр», госзакупки автомобилей в Российской Федерации в 2022 году снизились на 18%. Понятно почему — многие госорганы включили после 24 февраля режим экономии. Другой причиной этого явления стала банальная нехватка машин на российском авторынке. Кроме того, стал весьма ощутимым дефицит запчастей, конкретно отразившийся на чиновничьих автопарках.

«В истекшем году наблюдалось катастрофическое сокращение поставок, уход производителей и нарастание дефицита машин. На фоне этой картины объём госзакупок также снижался в количественных и финансовых показателях», — отметили в пресс-службе Ассоциации российских автодилеров.

Падение показателей связано в первую очередь с ростом прайсов на автомобили. Из-за наложенных на страну санкций и приостановки поставок из-за рубежа, цены на машины, оставшиеся в наличии у дилеров, возросли до 30%. Многие модели, часто покупавшиеся для нужд госпредприятий, перестали продаваться в России. Наличествуют проблемы с поставками комплектующих. Решить их помогает параллельный импорт. Но срок поставки запчастей порой составляет 30-60 дней.

Рынок госзаказа авто, конечно, не ограничивается премиальными автомобилями. Для рядовых сотрудников госорганов, вроде скорой, полиции, пожарных вместо «Логанов» и «Рапидов» теперь берут «Гранты», хоть и без систем безопасности и минимальных удобств. А на замену бестселлеров у чиновников среднего ранга, вместо Corolla и Camry, через дебри госзакупок пробиваются китайские бренды.

«Министерства и ведомства РФ просчитывают приобретение машин премиальных китайских брендов, кроме того заключаются контракты на закупку отечественных лимузинов Aurus Senate, — сообщают в пресс-службе ГК «АВТОДОМ». — В частности, правительство Москвы намерено пополнить гаражи автомобилями бренда «Москвич», которые вполне пригодны для рабочих поездок. Для нужд правительства Ленинградской области в 2022 году импортировались машины из Поднебесной».

В ГК «АВТОДОМ» также подчеркнули, что из-за снижения поставок запчастей многие российские ведомства теперь намерены обновлять автопарки, главным образом, за счет российских автомобилей, а также китайских машин. Например, в прошлом году МВД РФ запланировало направить на эти цели ₽4,5 млрд, закупив около 3 тыс. автомобилей.

Журналисты «Новых известий» проанализировали данные портала госзакупок за последнее время, а так же исследовали статистику госконтрактов крупных дилеров, а так же знаковых автопарков, обслуживающих федеральные органы власти. Действительно, в финансовом выражении, аппетиты чиновников поубавились. Причем ряд автопарков в прошлом году минимизировал свои траты в 2 раза.

Хотя автомобильные «эстеты», которые невзирая на все нынешние ограничения все равно желают кататься на подсанкционных моделях, остались. Тема закупок премиальных авто для слуг народа сегодня может стать причиной скандала, особенно, когда покупаются люксовые автомобили. Поэтому чиновники придумали массу способов купить шикарную иномарку не привлекая к этому внимания.

Один из способов — приобретение машин подведомственными предприятиями типа МУПов, ГУПов или акционерными обществами. Они легко проводят закупку тихой сапой, не публикуя полного пакета документов.

«Потом этот МУП «понимает», что содержать на балансе лимузин от BMW слишком накладно, — указывает знакомый со схемой собеседник издания, — директор официально пишет своему учредителю, мол, «снимите с нашего баланса», таким образом люксовый автомобиль перемещается в госструктуру, для которой изначально и закупался».

Обнаруживаются факты, когда лимузин продается вместе с юрлицом. Так произошло в Челябинской области, когда в гараже экс-губернатора Бориса Дубровского появился новенький BMW. Но обнаружить закупку не удалось. Тогда же СМИ выяснили, что незадолго до появления этой иномарки бывшее госпредприятие, переведенное в форму ООО, но по-прежнему принадлежащее региону «Протокол», занимающееся организацией официальных мероприятий, поглотило никому неизвестную фирмочку. А перед сделкой уставный капитал этой фирмы вырос в 9000 раз с ₽10 тыс до почти ₽10 млн. Предполагается, что это как раз стоимость того BMW. Правда насладится как следует ездой на лимузине чиновник не успел, его отправили в отставку вскоре после появления в гараже крутого авто.

Еще одно ухищрение — это аренда машины. Как выяснилось, многие госструктуры не покупают дорогие авто, а якобы арендуют их. Как правило, это подается, как способ сэкономить бюджетные средства.

Подписка на FBM.RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных экономических новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Подписаться.

Добавьте FBM.ru в избранные новости Добавьте FBM в избранные новости

Оценить новость
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Леонид Максимов/ автор статьи
FBM.ru - Финансы  Бизнес Маркетинг