Автомобильные бренды КНР привлекают внимание все большего и большего количества потребителей по всему свету. Сегодня Поднебесная готова стать мировым экспортером легковых автомобилей № 2. Это важная веха, которая может изменить мировую автомобильную индустрию и вызвать новую напряженность в отношениях с мировыми торговыми партнерами и конкурентами.
Согласно данным Китайской ассоциации легковых автомобилей, поставки произведенных в Китае машин за рубеж утроились с 2020 года и достигли более 2,5 млн в прошлом году. Это всего на 60 000 единиц меньше, чем у Германии, экспорт откуда в последние годы стал сокращаться.
Показатели Китая, уступающего пока первое и второе места Японии и Германии, соответственно, но опережающего США и Южную Корею, предвещают появление грознейшего конкурента, способного свергнуть с пьедестала стоящих там десятилетиями автогигантов.
Такая тенденция подчеркивает, что Китай перестал быть «мировой фабрикой» по производству недорогих потребительских электронных устройств, бытовой техники и игрушек. Республика переходит на выпуск более сложных продуктов и тем самым вторгается на конкурентные, строго регулируемые рынки. Китайцы продвигаются вверх по цепочке создания добавочной стоимости в производстве — ключевом двигателе роста, который превратил коммунистическую экономику в квазикапиталистическую махину, стоимостью $18 трлн.
«Нам сегодня приходится постоянно держать китайцев на экране радара, не исключая даже заурядных производителей, – выражает обеспокоенность главный исполнительный директор Mercedes-Benz Group AG Ола Каллениус (Ola Kallenius) во время Парижского автосалона в октябре 2022 года. – Конкуренция с Китаем становится все более ожесточенной. Это самое «веселое» время в нашем бизнесе с 1886 года, когда Карл Бенц, отец автомобилестроения, выпустил первую машину с газовым двигателем. Однако это и самое неопределенное время».
Резкий рост производства автомобилей в КНР в значительной степени остался незамеченным в США, отчасти потому, что это произошло во время пандемии коронавируса, а отчасти потому, что китайские автопроизводители в основном сосредоточены на Европе, Азии и Латинской Америке. General Motors Co. действительно продала около 40 000 своих компактных внедорожников Buick Envision китайского производства в США в 2021 году, но политическая напряженность, и субсидии, нацеленные на стимулирование внутреннего производства электромобилей, пока снижает для китайцев привлекательность американского рынка.
Выход в Европу долгое время был целью китайских компаний, которые начали выставляться на западных автосалонах в начале 2000-х годов. Серия неудачных испытаний на безопасность примерно в 2007 году разрушила эти надежды. «Честно говоря, я думал, что китайцы никогда не справятся с этой проблемой», – говорит Йохен Зиберт (Jochen Siebert) из JSC Automotive, автомобильной консалтинговой фирмы в Сингапуре.
Но благодаря растущей автоматизации и, как следствие, стандартизации, аналитики Goldman Sachs Group Inc. утверждают, что новые автозаводы в Китае вышли теперь на самый высокий уровень использования роботов в мире. Так что проблемы с безопасностью их автомобилей уже в прошлом. Поскольку за последнее десятилетие качество улучшилось, китайские автомобили начали участвовать в европейских тестах безопасности. Жесткие меры Китая по борьбе с загрязнением воздуха также помогли большинству его автомобилей соответствовать европейским стандартам выбросов. Сегодня можно прямо сказать – китайцы не уступают европейцам ни в чем.
По данным Евростата, переломным периодом для китайских автопроизводителей стал 2021 год – в это время экспорт машин в Европейский союз вырос на оглушительные 156%, до 435 000 единиц.
Но быстрый рост поставок электромобилей из страны рискует спровоцировать политическую реакцию в ЕС, считает Агата Кратц (Agatha Kratz), директор Rhodium Group. «Отчасти это не только из-за того, что китайские компании становятся лучше, но также это связано с избыточными производственными мощностями в Китае, – говорит она. – Это станет болевой точкой для европейских производителей и может вызвать сильнейшие потрясения на рынке Европы. У ЕС просто не останется выхода, как опустить перед китайцами торговый барьер».
Но вряд ли торговый барьер спасет европейские марки. Европа сегодня утратила рынок России. Свято место, как известно, пусто не бывает – на русском авторынке продажи китайцев теперь заметно растут. Прекрасно себя чувствуют производители из КНР в Азии и Латинской Америке. Учитывая рост цен на энергоносители в ЕС, продукция китайских брендов, в отличии от европейских, скоро станет намного конкурентнее. Какими потерями это грозит европейцам, даже и говорить не стоит.