Китайский автопром становится все популярным не только в нашей стране, но и во всем свете: по продажам он обошел даже японский. Увеличивается спрос и на электрокары: в IV квартале фирма BYD обогнала американскую Tesla, сообщает РИА Новости.
В материале агентства приводятся подсчеты Китайской ассоциации легковых машин, которые говорят о том, что национальный экспорт за минувший год из КНР достиг рекордной отметки в 5,26 млн автомобилей. Показатель прежнего лидера, Японии, ‒ около 4 млн единиц. В американской The Wall Street Journal это явление охарактеризовали как «тектонический сдвиг».
Главным образом рост обеспечили машины с двигателями внутреннего сгорания. Особенно китайцам помог спрос в России. Благодаря уходу западных корпораций и санкциям закупки в Китае возросли по меньшей мере в пять раз, сообщает WSJ. По информации Таможенной службы, только за первое полугодие 2023-го экспорт взлетел на 543%, и российский рынок стал крупнейшим для китайских поставщиков.
В Европе же охотно раскупают электромобили ‒ марка BYD обогнала там даже американскую Tesla. The Economist информирует, что Запад серьезно обеспокоен китайской автомобильной экспансией. Почти пятая часть сокращенных рабочих мест в автомобилестроительной отрасли ЕС обусловлена именно этим, подчеркивают эксперты, а запрет Евросоюза на машины с ДВС с 2035-го только усугубит ситуацию.
В Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM) выделяют популярность брендов автомобилей SAIC, Chery, Changan, Great Wall Motors, Geely, Dongfeng, JAC, BYD и BAIC. По информации ГК «АвтоСпецЦентр», Пекин пока контролирует 8% европейского рынка, в краткосрочной перспективе угрозы для других марок нет. Однако Еврокомиссия все равно инициировала расследование в отношении автопроизводителей из Поднебесной, а в Америке намерены повысить ввозные пошлин. Там уверены, что Китай играет не по правилам.
У китайцев действительно имеется то, чего лишены многие из его конкурентов. Прежде всего ‒ собственные никель и литий, необходимые для сборки электромобилей. КНР является лидером в сфере переработки литиевого сырья и производстве батарей. Шесть из десяти крупнейших поставщиков аккумуляторов ‒ именно китайские. Только у CATL ‒ треть мировых поставок.
Еще один козырь китайского автопрома ‒ микроэлектроника. Миллиардные инвестиции помогли КНР наладить производство полупроводников, а санкции Вашингтона в отношении отрасли не сработали. Программа субсидий спасла китайские фирмы при неконкурентной цене, и технологическое отставание быстро преодолели.
Самое главное ‒ китайские электромобили в среднем на 20% дешевле, чем американские и европейские аналоги. Эксперты указывают и на значительное повышение качества. «Ранее наблюдались признаки кустарщины, но нынешние модели отличаются высокой технологической культурой и надежностью. Они хорошо оснащены и собраны по актуальной моде. Даже с учетом некоторых проблем, вроде относительно быстрого износа топливных трубок или замерзающей этой зимой электроники, статистика весьма неплохая», ‒ резюмирует эксперт блока автобизнеса банка «Открытие» «Открытие Авто» Сергей Власов.