В октябре власти и бизнес такси обсудят разработку Стратегии развития таксомоторных перевозок до 2035 года. Планы по развитию отрасли предлагается включить в национальные проекты.
Российский рынок такси, несмотря на стремительный рост числа легальных автомобилей такси, находится в непростой ситуации. За год, прошедший с момента вступления в силу нового закона “О такси”, число зарегистрированных транспортных средств в реестрах такси выросло с 350 тысяч до более чем 600 тысяч. Однако эта динамика не принесла стабильности. Водители покидают профессию, тарифы растут, а парк такси стареет.
По данным Общественного Совета по развитию такси, доля автомобилей такси возрастом до трех лет сократилась с 33% в 2023 году до 27% в текущем. Одновременно наблюдается рост доли автомобилей старше пяти лет с 17% до 23%. Подобная ситуация была отмечена и в Москве, где также зафиксировано старение автопарков.
Ключевыми факторами, влияющими на устаревание парка такси, перевозчики называют высокую стоимость автомобилей (80% опрошенных), дорогое кредитование и лизинг (73%) и отсутствие государственной поддержки (62%).
На фоне ухудшающейся ситуации на рынке регулярно поднимаются вопросы о введении дополнительных норм, таких как локализация автомобилей, установление квот на электромобили, бесплатные перевозки для отдельных категорий граждан. Однако, по мнению экспертов, эти предложения несвоевременны и могут привести к дальнейшей дестабилизации рынка.
“В условиях постоянно меняющихся правил таксопарки не могут каждый раз перестраивать модели работы, планировать устойчивое развитие и привлекать инвестиции на долгий срок, – отмечает Ирина Зарипова, председатель Общественного Совета по развитию такси. – Следствием нестабильности бизнеса такси уже стало ухудшение качества услуги для пассажиров: повышение тарифов, дефицит перевозчиков и старение автопарка”.
Эксперты подчеркивают необходимость стратегического планирования развития таксомоторной отрасли. “Такси — это социально значимая услуга, и мы видим необходимость включения таксомоторной отрасли в национальные проекты, где будут детально прописаны цели и задачи изменений рынка, инновации в отрасли в долгосрочной перспективе”, – говорит Ирина Зарипова.
Стратегия развития позволит управлять развитием рынка такси и реализовывать планы государства и бизнеса в гармонии с планами экономического развития регионов. Она даст возможность бизнесу такси и сопричастным сферам эффективнее адаптироваться, инвестировать в будущее развитие.
В ближайшее время, 3-4 октября, в Сочи состоится ежегодная Всероссийская конференция TAXI-2024. На ней представители федеральной и региональной власти, ведущие службы заказа такси, крупные таксопарки и эксперты обсудят создание Стратегии развития таксомоторной отрасли до 2035 года. Итоговый документ будет представлен в Правительство России для рассмотрения.
Создание стратегии — это шанс для такси выйти из кризиса, стабилизировать рынок и обеспечить качественное и доступное такси для всех.