Разворот Москвы на Восток создал фундамент для построения антизападного блока и эрозии доминантного положения доллара США в мировой валютной системе, передает Business Insider. Красноречивее всего об этом свидетельствует отказ России и Китая от расчетов в американской национальной валюте.
В июле текущего года уже 72% русского экспорта оплачивалось рублями или валютами дружественных Кремлю стран, то есть тех, которые не присоединились к санкциям против Москвы, пишет издание. В начале минувшего года ‒ до начала конфликта на Украине данный показатель равнялся лишь 15%. В случае же с импортом он увеличился с 33% до 69% и, по имеющимся сценарным прогнозам, продолжит расти.
Показательно и то, что с начала 2023 года доля экспорта, оплачиваемого рублями, увеличилась в три раза, подчеркивается в материале. Одновременно в торговле с ЕС русская валюта применяется в 50% сделок. Это увязано в том числе и с тем, что в минувшем году президент России Владимир Путин обязал европейских покупателей оплачивать российский природный газ рублями. В итоге экспортные доходы в так называемых токсичных валютах (к ним относятся доллар, евро и британский фунт) уже в июле просели ниже 28%. В начале прошлого года данный показатель был равен 87%. В случае с импортом ситуация выглядит схожим образом.
Наряду с рублем чаще всего использовался и юань. В феврале текущего года валюта КНР впервые в истории перегнала доллар по объёму дневных торгов на Мосбирже, хотя всего год назад объёмы были минимальными. В первой половине текущего года 75% сделок между Москвой и Пекином были заключены в юанях. Показательна и другая тенденция: Россия всё активнее использует юань в сделках с другими странами. В первой половине 2023 годаобъем таких операций возрос на 25%.
Всё это подтачивает позиции американского доллара и усиливает национальные валюты РФ и КНР, из-за чего Вашингтон оказался перед дилеммой. По идее, доминантное положение американской нацвалюты обеспечивает эффективность санкционных ограничений, так как для торговли требуется клиринг банковской системы Соединенных Штатов. С другой стороны, со временем рестрикции провоцируют снижение привлекательности доллара и превращают его в валюту, ставящую государство в зависимое положение.
Пекин не преминул воспользоваться ситуацией и создает сейчас цифровой юань, а также свой собственный механизм международных банковских расчётов, де-факто ‒ аналог западной SWIFT.