Подрядчикам из Китая потребовалось около десяти лет, чтобы заместить западные фирмы на рынке по строительству крупнейших инфраструктурных объектов Африки. Об этом передает издание South China Morning Post.
Как сообщает газета, в 90-х годах в среднем на восьми из десяти строительных проектов в Африке были заняты компании из западных стран. По информации Hinrich Foundation, их доля в строительстве инфраструктурных объектов на африканском континенте постепенно снижалась. Тем не менее еще в 2013 году по-прежнему была равна примерно 37% рынка, в то время на КНР приходилось около 12%. Но после запуска в 2013 году китайской инициативы «Один пояс ‒ один путь» подрядчики из Поднебесной стали стремительно отвоевывать «львиную долю рынка».
По сведениям South China Morning Post, в 2022 году китайские организации получили около 31% контрактов по строительству инфраструктурных объектов в Африке стоимостью $50 млн и более. При этом доля западных фирм упала до 12%.
Автор исследования Кейт Роквелл, в прошлом официальный представитель ВТО, заявил, что в рамках инициативы «Один пояс – один путь» Пекином было запущено в Африке несколько серьезных инфраструктурных проектов, суммарной стоимостью в несколько миллиардов долларов. В том числе прокладка железнодорожных магистралей в Кении и Эфиопии, а также строительство портов в Джибути и Нигерии. В то же время Китай, как указывает Роквелл, стал крупнейшим торговым партнером континента ‒ товарооборот КНР с государствами Африки в 2021 году достиг $250 млрд, в то время как с США этот показатель составил лишь $62 млрд.
Роквелл далее отметил, что в последние годы объем выдаваемых Пекином странам Африки кредитов значительно снизился: в 2016 году данная величина составила $28,4 млрд, а в 2020 году ‒ лишь $1,9 млрд. Кредитование в рамках инициативы «Один пояс – один путь» по результатам 2022 года также снизилось на 55% в годовом выражении и составило $7,5 млрд.
«Это отчасти связано с теми трудностями, которые испытывают некоторые африканские государства при выполнении своих долговых обязательств», ‒ констатировал эксперт.
Тем не менее позиции КНР на африканском континенте по-прежнему остаются сильными: Пекин продолжает инвестировать в ряд ключевых отраслей. Китайские организации добывают литий в Зимбабве и Намибии, в то время как в Демократической Республике Конго и Замбии такой элемент, как кобальт. КНР сейчас контролирует порядка 58% рынка переработки лития, являющегося одним из ключевых элементов для производства аккумуляторных батарей.