Центральным Банком были названы наиболее популярные способы обмана клиентов в российских банках. С антирейтингом недобросовестных практик можно ознакомиться на интернет-портале регулятора.
Чаще всего можно столкнуться с ситуацией, когда клиентам банками навязываются различные продукты и услуги, а также могут вводить в заблуждение относительно их стоимости, доходности, а также условий, при которых возможно будет расторгнуть договор. Довольно часто сложные инвестиционные продукты пытаются навязывать клиентам пожилого возраста, а также оказывают псевдоконсультацию тем, кто никак не разбирается в особенностях банковской деятельности. Такое явление начали называть мисселингом.
В прошлом году Центральным Банком было получено более 3 тыс. жалоб от клиентов во всех отраслях: банковская сфера, страхование, торговля на бирже, деятельность негосударственных пенсионных фондов. При этом порядка 2 тыс. из этих жалоб касается навязывания финансовых продуктов именно в офисах банковских организаций. В 1-й половине текущего года количество жалоб на работу банков увеличилось с 57% до 72%.
Всего регулятором было выявлено 14 недобросовестных практик и им же были описаны способы, как с ними бороться. Среди основных можно назвать – переобучение сотрудников банка, аудио и видеофиксация разговора с клиентом. Кроме того, можно составить специальный добросовестный сценарий общения с клиентами банка.
Экономистами, которые были опрошены “Ведомостями”, было отмечено, что вряд ли рекомендации Центрального Банка смогут существенным образом изменить ситуацию, поскольку они не обладают обязательной силой. По их мнению, наиболее эффективным вариантом может стать повышение финансовой грамотности именно населения, однако сам регулятор не слишком активно работает в данном направлении. В текущем году появились обязательные тесты для тех, кто желает вести торговлю на фондовом рынке, не имея статуса квалифицированного инвестора. Однако на знание банковских продуктов и услуг никаких проверок по-прежнему не существует.