ACS Nano: анализ слёз человека может помочь диагностировать болезни

Научные специалисты из Китая и США разработали нанопористую систему iTEARS, позволяющую анализировать слезы для диагностики заболеваний глаз, а также нейродегенеративных и онкологических болезней. Статья об этой системе опубликована в журнале ACS Nano.

ACS Nano: анализ слёз человека может помочь диагностировать болезни

Известно, что современная медицина предлагает новые неинвазивные способы выявления различных заболеваний. Они повышают точность и скорость диагностики даже на ранних стадиях заболевания. Одним из неинвазивных методов диагностики является анализ экзосом – небольших внеклеточных везикул, которые выделяются в межклеточное пространство клетками различных органов и тканей.

Метод показывает состояние экзосом клеток путем выявления биологических маркеров заболеваний, которые могут находиться в везикулах. Это позволяет быстро и точно поставить диагноз. Экзосомы содержатся в крови, слюне, моче и слезах человека.

Ранее разработанные методы выделения экзосом из биологических жидкостей сложны и занимают много времени. Поэтому разработанный метод диагностики с помощью анализа слезы является более удобным. Он позволяет собрать необходимый для анализа материал быстро и без внутреннего вмешательства.

В новом исследовании специалисты разработали систему нанопористых мембран, которая анализирует экзосомы из слез человека. За пять минут фильтрации экзосомы могут быть выделены из слезной жидкости. Затем из внеклеточных везикул извлекаются нуклеиновые кислоты и белки для дальнейшего анализа.

Отмечается, что исследователями были проанализированы более 900 белков, выделенных из экзосом. Это позволило им выявить пациентов с синдромом сухого глаза. Система iTEARS также помогла отличить здоровых людей от людей с диабетической ретинопатией.

Ученые выразили уверенность, что система положила начало быстрой и неинвазивной молекулярной диагностике, которая в будущем сможет выявлять не только болезни глаз, но и нейродегенеративные заболевания и рак.