Aging: зеленый чай укрепляет защиту организма от окислительного стресса

Зеленый чай способен усиливать защиту организма от окислительного стресса. К такому выводу пришли специалисты, но механизм этого явления удивил их. Выяснилось, что катехины, содержащиеся в зеленом чае, не подавляют окислительный стресс в клетках, как считалось ранее, а наоборот, усиливают его. Исследование провели ученые из Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе. Оно опубликовано в журнале Aging и на MedicalXpress.

Aging: зеленый чай укрепляет защиту организма от окислительного стресса
Известно, что зеленый чай содержит эпикатехин-3-галлат (ЭКГ) и эпигаллокатехин-3-галлат (ЭГКГ), которые относятся к полифенолам и, как предполагается, продлевают жизнь. Считалось, что катехины нейтрализуют кислородные радикалы, образующиеся в клетках во время окислительного стресса, тем самым предотвращая повреждение клеток или ДНК. Но в текущем исследовании ученые обнаружили, что катехины вызывали кратковременное увеличение окислительного стресса.

Когда катехины увеличивали производство реактивных видов кислорода, гены, которые производят определенные антиоксидантные ферменты, такие как супероксиддисмутаза (СОД) и каталаза (КТЛ), активировались для нейтрализации кислородных радикалов. Таким образом, полифенолы в зеленом чае действуют как прооксиданты, которые повышают способность организма справляться с окислительным стрессом.

Установлено, что катехины в зеленом чае продлевали жизнь и улучшали физические показатели нематод. Специалисты считают, подобное действие имеют спорт и ограничение потребления калорий. Физическая активность увеличивает окислительный стресс в краткосрочной перспективе, тем самым повышая защитные силы организма. Употребление меньшего количества калорий также продлевает жизнь у модельных животных за счет тех же механизмов.

Однако ученые не советуют принимать экстракты или концентраты зеленого чая, которые могут оказывать токсическое действие. Катехины в больших дозах подавляют функцию митохондрий до такой степени, что происходит гибель клеток. Это, по мнению специалистов, особенно опасно для печени. Хотя большое количество катехинов содержится в японском зеленом чае, другие чаи также содержат достаточное количество этих полифенолов.