Такое явление, как агрессия присуще многим животных. Но участие в конфликтах может иметь непредсказуемые последствия даже для победителя схватки. Поэтому зачастую наилучшим вариантом является не нападение, а предупреждающие угрозы, то есть попытки подавления авторитетом. Ранее выяснилось, что за регулирование агрессивного поведения отвечает одно из ядер гипоталамуса, но загадкой оставалось то, какие именно процессы при этом происходят. Об этом пишет издание Naked Science, ссылаясь на опубликованные в журнале Science результаты исследования.
Чтобы выяснить, как именно мозг регулирует уровень агрессии, американские ученые при помощи миниатюрных микроэндоскопов, размещенных на головах мышей, отследили активность отдельных популяций нейронов во время свободного взаимодействия мышей друг с другом.
В начале прошлого столетия ученые выявили, что электростимуляция глубоких областей мозга может провоцировать проявление ярости. В результате дальнейших исследований выяснилось, что область мозга, которая отвечает за агрессию, — вентролатеральная часть вентромедиального ядра гипоталамуса (VMHvl). Во время стимуляции VMHvl мыши становились агрессивными и нападали на сородичей, а при ее блокировке, наоборот, агрессивное поведение прекращалось, при этом не оказывая влияния на другие типы активности. Исследователями были проанализированы активности нескольких ядер гипоталамуса, в числе которых и VMHvl, чтобы опередить маркеры, отвечающие за побуждение к атаке.
Выяснилось, что активность нейронов VMHvl лишь незначительно влияла на проявление агрессивного поведения мышей. При этом небольшое количество нейронов не теряли активности в течение всевозможных контактов грызунов. В моменты слабых колебаний активности, мыши практически не реагировали друг на друга, а как только амплитуда колебаний увеличивалась, росла и степень агрессивности грызунов.
Ученые считают, что данный сигнал отражает степень агрессивной настроенности животного. При этом ядро гипоталамуса играет роль не «переключателя» агрессивного поведения, а своего рода «регулятора громкости».
Участники исследования также отметили, что у грызунов, которые редко вступали в драки, амплитуда колебаний активности нейронов VMHvl быстро нормализовалась, а у активных участников конфликтов, наоборот, быстро росла и долго оставалась высокой. Поэтому этот паттерн, возможно, может регулироваться за счет воспоминаний о предыдущих поражениях или в зависимости от степени опасности ситуации.