Анализ ДНК показал, что древние люди редко спаривались с близкими родственниками

Исследователи повторно проанализировали ранее опубликованные данные ДНК древних людей, живших в течение последних 45 000 лет, чтобы выяснить, насколько близкими родственниками были их родители. Результаты удивительны: древние люди редко выбирали своих двоюродных братьев и сестёр в качестве партнеров.

Так, в глобальном наборе данных из 1785 человек только 54, то есть около трех процентов, демонстрируют типичные признаки того, что их родители являются двоюродными братьями и сестрами. Эти 54 не группировались в пространстве или времени, показывая, что спаривание двоюродных братьев и сестёр было спорадическим событием в изученных древних популяциях. Примечательно, что даже для охотников-собирателей, живших более 10 000 лет назад, союзы между двоюродными братьями и сестрами были исключением.

Чтобы проанализировать такой большой набор данных, исследователи разработали новый вычислительный инструмент для проверки древней ДНК на предмет родительского родства. Он обнаруживает длинные участки ДНК, идентичные в двух копиях ДНК, одна из которых унаследована от матери, а другая – от отца. Чем ближе родители связаны, тем длиннее и обильнее такие идентичные сегменты. Для современных данных ДНК вычислительные методы могут легко идентифицировать эти участки. Однако качество ДНК из костей, которым тысячи лет, в большинстве случаев слишком низкое, чтобы применять эти методы. Таким образом, новый метод заполняет пробелы в древних геномах за счет использования современных высококачественных данных ДНК.

“Применив эту новую технику, мы могли бы экранировать более чем в десять раз больше древних геномов, чем это было возможно ранее”, – рассказывает Харальд Рингбауэр из MPI-EVA, ведущий исследователь.

Сообщается, что помимо выявления спаривания близких родственников, новый метод также позволил исследователям изучить фоновое родство, которое проистекает из, как правило, множества неизвестных отдаленных отношений внутри небольших популяций. В качестве ключевого результата исследователи обнаружили существенное демографическое влияние технологических инноваций в сельском хозяйстве. За этим всегда следовал заметный спад в фоновом родительском родстве, свидетельствующий об увеличении численности населения.

Проанализировав временные разрезы более 12 географических регионов по всему миру, исследователи расширили предыдущие данные о том, что численность населения увеличилась в обществах, занимающихся сельским хозяйством, по сравнению со стратегиями выживания охотников-собирателей.

Новый метод скрининга древней ДНК на предмет родительского родства дает ученым новый универсальный инструмент.