Астероид, убивший динозавров, вызвал волны цунами высотой 4 500 м

В журнале AGU Advances опубликована статья с описанием исследования, проведенного учеными из Мичиганского университета, которое показало, что астероид, убивший динозавров, вызвал цунами высотой 4,5 километра. Экспертам известно, что 200-километровый кратер Чиксулуб в море у побережья современной Мексики, образовавшийся около 66 миллионов лет назад, был сформирован 14-километровым астероидом, упавшим на Землю.

Астероид, убивший динозавров, вызвал волны цунами высотой 4 500 м

Тот факт, что астероид действительно был, не вызывает сомнений и считается научным сообществом доказанным. Однако его влияние на мелово-палеогеновое вымирание, которое привело к исчезновению гигантских рептилий, остается предметом споров.

Молли Рейндж из Мичиганского университета установила, что цунами не только вызвало похолодание климата, но и стало причиной мощного цунами. Оно было в 2 600 раз мощнее, чем цунами 2004 года у побережья Индонезии.

“Это цунами было достаточно сильным, чтобы разрушить отложения на дне земных океанов на полпути вокруг земного шара, создав своего рода “пробел” в геологической летописи планеты”, – объясняют ученые.

Это было обнаружено в ходе тестирования компьютерной модели, описывающей процесс образования гигантского кратера, а также последствия для близлежащих регионов. Оказалось, что сила цунами была настолько мощной, что его волны накрыли большую часть мирового океана.

Первая из этих волн достигла высоты 4,5 километра, что объясняется выбросом большого количества обломков горных пород из места падения астероида на ту часть океанского дна, где возник кратер Чиксулуб. Эти высокие волны не могли преодолевать большие расстояния и быстро затихли, но через 10 минут после их появления возникла менее высокая (1,5 километра) волна, обогнувшая большую часть земного шара.

Расчеты геологов говорят, что скорость этого водяного вала составляла не менее 720 метров в час и прошла около 6 000 км во всех направлениях от точки падения астероида. Он вызвал обнажение и разрушение большей части позднемеловых отложений на дне будущей Атлантики, а также будущей суши на территории современной Северной Америки и в большинстве других регионов мира, за исключением южных берегов Европы и Индийского океана. Ученые смогли зафиксировать следы этой волны в 120 образцах горных пород, собранных по всему миру.