Astrobiology : споры бактерий могут выживать в почве Марса более 280 млн лет

В журнале Astrobiology опубликована статья, описывающая исследование ученых из Северо-Западного университета (США), которые обнаружили, что в марсианских условиях бактерии могут провести в спячке более 280 миллионов лет и сохранить жизнеспособность.

Astrobiology : споры бактерий могут выживать в почве Марса более 280 млн лет

Ученым известно, что когда-то, очень давно, на Марсе существовала вода. По поверхности Красной планеты текли реки, которые впадали как минимум в большие озера. В какой-то момент, из-за слабой гравитации и под воздействием солнечного ветра, большая её  часть оказалась в космическом пространстве, а оставшаяся вода находится под поверхностью в замороженном состоянии. Жизнь, подобная жизни на Земле, возможна только в присутствии воды.

Исследователи провели моделирование и обнаружили, что если микроорганизмы когда-то существовали на планете, то они могут сохраниться до наших дней. Эксперты взяли культуры земных бактерий вида Deinococcus radiodurans, которые особенно устойчивы к радиации, а также пять других видов микроорганизмов. Затем споры этих организмов были погружены в образцы почвы, напоминающие марсианский грунт, и помещены в камеру, имитирующую условия Марса. Это включало в себя подходящую температуру, влажность и радиационный фон.

Наблюдения за изменениями в состоянии бактериальных спор показали, что Deinococcus radiodurans, а также некоторые другие микробы, могут выживать в марсианском грунте в течение нескольких геологических эпох. В частности, было установлено, что “спящие” клетки первого вида бактерий могли пробудиться и начать размножаться даже через 280 миллионов лет, если их погрузить на глубину десяти метров от поверхности Марса.

А для выживания в течение двух миллионов лет достаточно погрузить их на глубину 10 сантиметров. Таким образом, если ученые не ошибаются в своих расчетах, шансы найти жизнь на Марсе возрастают.