Журнал Biomedicines опубликовал результаты исследования, проведенного учеными из 4 исследовательских университетов, в котором изучался вопрос устойчивости микобактерий туберкулеза к антибиотикам, что стало следствием их бесконтрольного приема. В статье отмечается, что устойчивость к лекарствам особенно остро проявилась во время пандемии COVID-19.

Biomedicines: новые препараты подавляют механизм бактерий, защищающий их от антибиотиковУстойчивости бактерий туберкулеза даже к новейшим антибиотикам способствуют мембранные насосы бактериального оттока, механизм действия которых изучали исследователи.

“Одним из биохимических механизмов, ответственных за развитие устойчивости к антибиотикам, является выведение препарата из бактериальной клетки. За это отвечают специфические белки мембранных насосов или эффлюксные насосы, буквально выбрасывающие молекулы, опасные для патогена. Они могут стать мишенью для эффективной борьбы с лекарственной устойчивостью”, — говорит руководитель проекта из Института общей генетики имени Н.И. Вавилова Дмитрий Маслов.

В ходе долгих поисков ученые выявили 5 препаратов, которые могли бы блокировать действие белков-насосов и хорошо выводились бы из организма, не причиняя ему вреда. На данный момент эксперименты с двумя соединениями были проведены на микобактериях in vitro, дальнейшие эксперименты будут проводиться на бактериях, вызывающих туберкулез.

Туберкулез является одной из 10 основных причин смертности от болезней во всем мире. По данным ВОЗ в мире ежегодно заболевают туберкулезом до 10 миллионов человек и около 1,5 миллиона умирают.