Болезнь Альцгеймера и COVID-19 имеют общий генетический фактор риска

Исследовательская группа под руководством UCL выявила антивирусный ген, который влияет на риск как болезни Альцгеймера, так и тяжелого Covid-19.

Болезнь Альцгеймера и COVID-19 имеют общий генетический фактор риска

Ученые подсчитали, что один генетический вариант гена OAS1 увеличивает риск болезни Альцгеймера примерно на 3-6% в популяции в целом, в то время как связанные варианты одного и того же гена повышают вероятность тяжелых исходов Covid-19.

Результаты, опубликованные в журнале Brain, могут открыть двери для новых целей разработки лекарств или отслеживания прогрессирования заболевания при любом заболевании, и предполагают, что разработанные методы лечения могут быть использованы для обоих состояний. Полученные результаты также имеют потенциальные преимущества для других связанных с ними инфекционных заболеваний и деменции.

Ведущий автор Доктор Дервис Салих из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе рассказывает: “Хотя болезнь Альцгеймера в первую очередь характеризуется вредным накоплением амилоидного белка и клубков в мозге, в мозге также наблюдается обширное воспаление, которое подчеркивает важность иммунной системы при болезни Альцгеймера. Мы обнаружили, что некоторые из тех же изменений иммунной системы могут происходить как при болезни Альцгеймера, так и при Covid-19. У пациентов с тяжелой инфекцией Covid-19 также могут наблюдаться воспалительные изменения в головном мозге. Здесь мы идентифицировали ген, который может способствовать гипертрофированному иммунному ответу, повышающему риск как болезни Альцгеймера, так и Covid-19”.

Ген OAS1 экспрессируется в микроглии, типе иммунных клеток, который составляет около 10% всех клеток, обнаруженных в головном мозге. Далее, исследуя связь гена с болезнью Альцгеймера, ученые секвенировали генетические данные 2547 человек, половина из которых страдала болезнью Альцгеймера. Обнаружено, что люди с определенной вариацией, называемой rs1131454, гена OAS1, более склонны к болезни Альцгеймера, что увеличивает базовый риск развития болезни Альцгеймера у носителей, по оценкам, на 11-22%. Считается, что чуть более половины европейцев являются его носителями.

Результаты исследования добавляют антивирусный ген к списку десятков генов, которые, как теперь известно, влияют на риск развития болезни Альцгеймера у человека.

Ученые исследовали четыре варианта гена OAS1, все из которых снижают его экспрессию (активность). Они обнаружили, что варианты, повышающие риск болезни Альцгеймера, связаны (наследуются вместе) с вариантами OAS1, которые, как недавно было обнаружено, увеличивают риск Covid-19 на 20%.

В рамках того же исследования в иммунных клетках, обработанных для имитации эффектов Covid-19, исследователи обнаружили, что ген контролирует, насколько иммунные клетки организма выделяют провоспалительные белки. Они обнаружили, что клетки микроглии, в которых ген экспрессировался более слабо, имели преувеличенную реакцию на повреждение тканей, вызывая то, что они называют “цитокиновой бурей”, которая приводит к аутоиммунному состоянию, когда организм атакует сам себя.

Активность OAS1 меняется с возрастом, поэтому дальнейшие исследования генетической сети могут помочь понять, почему пожилые люди более уязвимы к болезням Альцгеймера и Covid-19.