Британские ученые утверждают, что насекомые испытывают физическую боль

В журнале Proceedings of the Royal Society (пока доступен на сервере препринтов) готовится к публикации статья Ларса Читка из Лондонского университета королевы Марии и его коллег, в которой ученый утверждает, что насекомые испытывают боль. Это может иметь этические последствия для современного сельского хозяйства и научных исследований.

Британские ученые утверждают, что насекомые испытывают физическую боль

В новой работе эксперты впервые объясняют важное различие между тем, что называется ноцицепцией, и негативным субъективным переживанием боли. Ноцицепция была определена более века назад как способ отделить физиологический процесс боли от ее субъективного ощущения.

Ноцицепция часто сопровождает ощущение боли у людей и животных. Но для более простых организмов трудно определить, ощущают ли они простой ноцицептивный рефлекс как боль. Авторы обнаружили, что все насекомые проявляют ноцицептивные реакции. Например, если нагреть пол коробки, в которой находится плодовая мушка, она отойдет от горячей поверхности. Это доказывает, что насекомое чувствует раздражитель и реагирует на него.

Но было неясно, как отличить простой рефлекс от более сложного болевого ощущения.  В новой работе ученые приводят концепцию, называемую нисходящим порядком ноцицепции. Эта концепция объясняет более высокий уровень активности нервной системы, на котором организм регулирует свою ноцицептивную обработку в зависимости от конкретной ситуации.

Авторы статьи утверждают, что насекомые обладают таким контролем и поэтому способны испытывать болевые ощущения. Они призывают пересмотреть отношение к насекомым в сельском хозяйстве и в лабораторных экспериментах.