Cell: израильские ученые получили эмбрион мыши с помощью стволовых клеток

В журнале Cell опубликована статья, описывающая исследование, проведенное израильскими учеными, которые вырастили эмбрионы не из оплодотворенных яйцеклеток, а из стволовых клеток мыши. Еще со школы мы знаем, что для зарождения жизни необходимы два вида клеток: яйцеклетка от матери и сперматозоид от отца. Теперь это уже не догма. В 2021 году эти же ученые уже потрясли мир, создав искусственную матку, в которой мышиные эмбрионы, полученные из сперматозоидов и яйцеклеток, прожили 11 дней (примерно половина от общего срока беременности мыши).

Cell: израильские ученые получили эмбрион мыши с помощью стволовых клеток

Теперь исследователи пошли дальше. Хотя большинство клеток погибло, не дав зародыша, около 0,5% выжили до восьмого дня развития: у них уже было бьющееся сердце, зачатки нервной системы и желточный мешок. Конечно, люди еще очень далеки от создания искусственных человеческих эмбрионов, но эти эксперименты открывают путь к невероятным возможностям, когда люди, желающие иметь ребенка, смогут сделать это без риска для здоровья матери.

Каждый год более 300 000 женщин во всем мире умирают во время родов или от осложнений беременности. Главным препятствием на пути развития такой технологии могут стать юридические проблемы: как следует обращаться с “искусственным эмбрионом”, который потенциально может стать “искусственным живым существом”?

Австралия, например, заявила, что к “искусственным эмбрионам” следует относиться наравне с естественными, в то время как Япония и США считают их всего лишь лабораторными образцами, поскольку на данном этапе развития технологий “искусственный эмбрион” еще не способен стать новорожденным ребенком.

Кроме того, вопрос об источнике стволовых клеток может стать “чувствительной” темой. В своей работе израильские ученые использовали стволовые клетки из эмбрионов мышей, но потенциально для создания “искусственного эмбриона” можно использовать индуцированные стволовые клетки, полученные, например, из клеток кожи. Затем можно будет создавать “искусственных людей” из генетического материала кожи, крови или сетчатки глаза донора, и в этом случае новое существо будет клоном донора.

В настоящее время клонирование человека запрещено в большинстве стран, но такие исследования могут не только привести к созданию “искусственных людей”, но и значительно сократить очереди пациентов, нуждающихся в пересадке органов, а также спасти жизни недоношенных детей и дать женщинам возможность иметь детей, не рискуя при этом своим здоровьем. И правительствам необходимо создать правовую базу, чтобы гарантировать, что технология, дарующая жизнь, не будет использоваться во вред.