Cell Systems: немецкие учёные обнаружили, что клетки печени обновляются на 17-19% в год

В журнале Cell Systems опубликованы результаты исследования, проведенного группой биологов, математиков, физиков и клиницистов под руководством Центра регенеративной терапии Дрезденского технического университета (Германия), которые использовали метод ретроспективного радиоуглеродного датирования для определения возраста человеческой печени. Оказалось, что возраст никак не влияет на процесс регенерации печени: клетки одинаково хорошо заменяются как у молодых, так и у пожилых людей.

Этот орган обладает уникальной способностью к регенерации за счет обновления гепатоцитов – клеток паренхимы. В новом исследовании были проанализированы клетки печени 33 человек, умерших в возрасте от 20 до 84 лет. Для исследования геномную ДНК извлекали из ядер клеток, чтобы создать комплексную модель обновления гепатоцитов и их возрастного распределения. Было обнаружено, что клетки печени у всех обследованных людей имели одинаковый возраст и были чуть моложе трех лет.

“Поскольку печень состоит из различных типов клеток, мы дополнительно отделили ядро от гепатоцитов и негепатоцитов. Геномные концентрации углерода-14 (14C) свидетельствуют о том, что гепатоциты обновляются на протяжении всей жизни со скоростью 19% в год и составляют 2,7 года у молодых взрослых. В зрелом и пожилом возрасте они обновляются со скоростью 17% в год, средний возраст гепатоцитов составляет 2,9 года”, — говорят исследователи.

Скорость обновления других клеток печени колеблется от 16% до 13% в год. Тем не менее полиплоидные клетки печени (несущие 4,8 и более наборов хромосом) были обнаружены в возрасте 10 лет, и количество таких клеток увеличивалось с возрастом. Такие клетки увеличиваются в размерах и встречаются в опухолях или клетках, подвергшихся воздействию радиации.

Играют ли эти клетки роль в развитии опухолей или других заболеваний, пока не установлено. Этот вопрос будет решен в ходе дальнейших исследований.