Часто встречающиеся детские имена и породы собак ежегодно теряют 1,6% своей популярности

В журнале Nature Human Behavior опубликованы данные исследования ученых из Мичиганского университета (США), которые установили, что общие закономерности в выборе имен для детей, пород собак и накоплении определенных генов в популяции находятся под влиянием частотно-зависимого отбора. Как и распространенность генотипов в популяции, частота имен и пород резко снижается после пика популярности.

Было установлено, что чем популярнее становится имя, тем больше вероятность того, что оно скоро выйдет из моды. То же самое происходит и с породами собак. Ученые считают, что обнаруженные ими тенденции помогут лучше понять экологические и эволюционные изменения. Ученые сравнили их с естественным отбором: имена и породы в данном случае аналогичны генам и организмам, которые их носят, конкурируя за ресурсы, им служит воображение родителей и собаководов.

Один из видов естественного отбора – частотно-зависимый, при котором приспособленность генотипа зависит от частоты его встречаемости по сравнению с другими генотипами в популяции. Выбор имени также определяется его популярностью в данный момент. Через некоторое время интерес к определенным именам пропадает, и это обеспечивает разнообразие вариантов.

Исследователи проанализировали базу данных детских имен и обнаружили, что в США имя Эмма достигло пика популярности в конце 1800-х годов и резко вышло из моды в первой половине 1900-х годов, а затем снова стало популярным в начале 2000-х годов. Имя Линда было суперпопулярным в конце 1940-х годов, а Даниэль – в середине 1980-х. Однако за каждым подъемом следовал столь же резкий спад. Было установлено, что самые редкие имена (1 из 10 000) становились популярнее в среднем на 1,4% в год. А самые распространенные (более 1 из 100) становятся менее популярными на 1,6% в год.

Подобные циклы подъемов и спадов наблюдаются и в популярности пород собак. Например, борзые вошли в моду в 1940-х годах, а ротвейлеры – в 1990-х. Редкие породы быстро стали популярными, а популярные породы, напротив, вышли из моды. Такой отбор в популяции живых организмов поддерживает генетическое разнообразие и уникальные иммунные системы.