Согласно новому исследованию, большая часть углекислого газа, выделившегося в результате экстремальных лесных пожаров в Австралии в 2019-2020 годах, вызвала объёмное цветение океанских водорослей, которые были засеяны богатой питательными веществами золой, хотя неясно, как долго продлится это улавливание углерода.
Известно, что Австралия пережила самые сильные лесные пожары за всю историю с ноября 2019 по январь 2020 года. Более 70 000 квадратных километров зарослей кустарника – площадь размером с Ирландскую Республику – сгорели дотла.
Когда растительность сгорела, в атмосферу было выброшено около 715 миллионов тонн углекислого газа, что примерно эквивалентно всем ежегодным выбросам Германии. Это привело к опасениям, что пожары станут основной причиной глобального потепления.
Однако новые исследования показывают, что примерно 80 процентов этого углекислого газа было поглощено океанскими водорослями, которые начали интенсивно расти, когда богатый железом пепел от пожаров обрушился в воду.
Зола содержит железо, которое может способствовать росту микроскопических морских водорослей, называемых фитопланктоном, рассказывает автор исследования Ричард Матир из CSIRO, национального научно – исследовательского органа Австралии. По мере роста фитопланктона они улавливают углекислый газ из атмосферы в процессе фотосинтеза.
Анализируя данные со спутников и плавучих измерительных станций, Матир и его коллеги обнаружили, что две большие колонии фитопланктона, известные как цветение водорослей, выросли в регионах, где пепел от лесных пожаров уносило в море. Один находится к югу от Австралии, а другой – в тысячах километров к востоку в Тихом океане.
Основываясь на скорости роста цветения водорослей и продолжительности их существования – около трех месяцев – исследователи смогли оценить, сколько углекислого газа они удалили из атмосферы.
Сообщается, что два цветения вместе превысили площадь Австралии. Но поскольку они находились в открытом океане, они не были похожи на толстые ковры водорослей, которые могут расти в прибрежных районах и вредить рыбе и другим существам.
“Концентрация фитопланктона относительно низкая, потому что вода глубокая, холодная и хорошо перемешанная. – делится исследователь. – Поскольку фитопланктон находится на дне морской пищевой цепи, их быстрый рост, возможно, способствовал развитию других морских обитателей в этих районах, но это еще не изучено”.
Лесные пожары раньше считались углеродно-нейтральными, потому что выделяемый ими углекислый газ восстанавливался в результате фотосинтеза, когда выгоревшая растительность снова вырастала.
Но поскольку изменение климата увеличивает частоту и интенсивность лесных пожаров, ученые обеспокоены тем, что роста растительности будет недостаточно, чтобы компенсировать выбросы углерода от лесных пожаров.