Communications Physics: в квантовой системе время может течь сразу в двух направлениях

Международной группой ученых установлено, что в квантовых системах время может двигаться в двух направлениях. Статья о проведенном исследовании была опубликована в журнале Communications Physics.

Сообщается, что классическая физика не оставляла сомнений в существовании времени. Согласно второму принципу термодинамики, процессы имеют тенденцию эволюционировать к состояниям большого беспорядка. Это можно использовать для определения “стрелы времени” – концепции одностороннего, асимметричного течения времени. Концепция энтропии, определяющая степень беспорядка в системе, помогает описать этот процесс.

“Мы выяснили, что принцип квантовой суперпозиции также применим к стреле времени. Другими словами, квантовые системы могут двигаться не только исключительно вперед или исключительно назад во времени, но и одновременно в обоих направлениях. Это кажется фантастикой, тем не менее полностью соответствует квантовой механике”, — рассказывает Джулия Рубино из Бристольского университета, один из авторов исследования.

Известно, что специалистами была проведена оценка энтропии, производимой системой, развивающейся в квантовой суперпозиции процессов, направленных в разные стороны времени. Чаще всего это приводило к тому, что система проецировалась в одном конкретном направлении, соответствующем наиболее вероятному из двух процессов. Однако в условиях малой энтропии наблюдалась эволюция системы сразу в двух направлениях.

Следует отметить, что исследование провели ученые из Бристоля, Венского университета и Университета Балеарских островов, а также Института квантовой оптики и квантовой информации.