Current Biology: пауки катапультируются после спаривания, чтобы не быть съеденными самками

Журнал Current Biology публикует материал об исследовании, проведенном учеными из Хубэйского университета в Ухане, которые обнаружили, что самцы пауков-элоборидов обладают уникальным механизмом катапультирования, который помогает им избежать полового каннибализма.

Для катапультирования членистоногие выдвигают большеберцово-тарзальный сустав первой пары ног и, отталкиваясь за счет гидравлического давления в суставе, развивают скорость до 88,2 см/с.

Принцип катапульты, где энергия медленно накапливается, а затем резко высвобождается, для обеспечения быстрого перемещения в пространстве в природе учёным встречался и ранее. Как правило, это было связано с охотой или бегством от хищника. Пауки были первыми, у кого этот механизм был обнаружен как средство сохранения жизни после спаривания.

Организовав наблюдение за пауками, учёные пронаблюдали 155 процессов спаривания в 152 случаях после которых самцы спешно убегали от самки. А трое, не успевших катапультироваться, были съедены самками. Когда исследователи лишили пауков способности к катапультированию, самки съели всех 30 из них.

Ученые объясняют, что во время спаривания ноги паука сгибаются вокруг тела самки, а затем выпрямляются, и гидравлическое давление заставляет их быстро расшириться и выбросить самца. Но при этом он остается висеть на паутине и может возвращаться к самке до 6 раз.

Если перерезать страховочную паутину, он, тем не менее, также будет отброшен от самки, но упадет на землю. Исследователи пытались блокировать передние ноги паука или удаляли их, в этом случае паук продолжал ухаживать за самкой, но не предпринимал никаких попыток спариться. В конце концов, жизнь дороже.