Current Biology: у дятлов не обнаружено природных амортизаторов для защиты мозга от ушибов

Научными специалистами из Университета Антверпена в Бельгии заявлено, что у дятлов нет внутренних амортизаторов в голове. Исследование было опубликовано в журнале Current Biology.

Известно, что характерной особенностью поведения дятлов является регулярное постукивание клювом по дереву. Птицы делают это с разными целями – ищут насекомых для еды, выдалбливают дупло или общаются с сородичами. Однако регулярные удары по голове вредны для многих животных, в том числе и для птиц, так как приводят к сотрясению мозга. Долгое время считалось, что мягкие губчатые кости черепа и некоторые мышцы, работающие как амортизаторы, защищают дятлов от травм.

Сэм ван Вассенберг и его коллеги решили выяснить, так ли это. Для этого они снимали дятлов на высокоскоростные камеры, взяв представителей трех разных видов: большого пестрого дятла, говоруна и хохлатого говоруна. Затем исследователи отслеживали движение точек на голове птиц – двух на клюве, на глазу и за глазом.

Анализ показал, что глаз (а вместе с ним и передняя часть мозга) движется с тем же ускорением, что и клюв, и испытывает ту же перегрузку. Более того, компьютерное моделирование анатомии дятла показало, что наличие такого амортизатора снижает эффективность долбления древесины.

Также исследователи обнаружили, что дятлы избегают сотрясения мозга благодаря особому строению головы, в которой при ударе жидкости создают относительно небольшое давление и не травмируют ткани. Среди защитных механизмов, обеспечивающих этот эффект, — сужение субарахноидального пространства, стабилизация микротрубочек в нейронах лобной доли специализированными белками, а также, возможно, сужение шейных вен, которое повышает артериальное давление в мозге.
Кроме того, голова птицы движется как единое целое с небольшой разницей в пиковом замедлении между глазами и клювом. Наконец, размер дятла довольно мал, следовательно, сила удара не настолько велика, чтобы раздавить мозг во время добычи пищи, подчеркнули ученые.