Дельфины-монахи, которые охотятся на добычу, живущую на глубине 600 метров под поверхностью, вращают свое тело во время погружения, чтобы быстро добраться до нужного места. Исследование было опубликовано в журнале Королевского общества открытой науки.
Сообщается, что кругломордые дельфины выдыхают воздух из легких, а затем ныряют почти по вертикальной траектории, делая до трех полных оборотов, когда они “бурят” морскую воду в том, что исследователи назвали спин-дайвингом. По словам Флер Виссер из Амстердамского университета, эта техника позволяет им быстро погружаться в плотный слой кальмаров, рыб и ракообразных с оптимальным использованием энергии и кислорода, что делает погружения очень выгодными.
Любопытствуя, что делают животные, ученые приставили к семи дельфинам у португальского острова Терсейра биологов, которые записывали данные о звуке, трехмерном движении и глубине, и собрали информацию в общей сложности о 226 погружениях на глубину от 20 до 623 метров.
Выяснилось, что при более глубоких погружениях дельфины начинали с интенсивного хлопанья плавниками, которые поворачивали их тело – обычно вправо – в сочетании с сильными выдохами, предположительно для уменьшения плавучести. Затем они поворачивались вниз примерно на 60 градусов и начинали высокоскоростной извилистый спуск, за которым следовала фаза свободного скольжения, достигая средней скорости 9 километров в час и средней глубины 426 метров.
Они не начинали эхолокацию, чтобы найти добычу в темной воде, пока не заканчивали вращение, что в среднем составляло около 36 секунд после погружения. Это говорит о том, что дельфины “планировали” погружение, зная, что там будет пища, говорит Виссер. Затем дельфины оставались под водой почти 10 минут, включая время охоты.
В отличие от них, более мелкие погружения не сопровождались поворотами и изгибами. Дельфины опускались на глубину в среднем 178 метров со скоростью 7 километров в час, при этом эхолокация начиналась практически сразу после погружения. Эти неглубокие погружения были в среднем короче, и дельфины возвращались на поверхность за воздухом примерно через 6 минут.
По словам специалистов, в обоих случаях дельфинам требовалось примерно одинаковое количество времени после начала погружения, чтобы достичь своей добычи. Более глубокие спиннинговые погружения происходили в светлое время суток, в то время как более мелкие погружения происходили в основном между сумерками и рассветом.
Такое поведение, по мнению ученых, можно объяснить тем, что дельфины предпочитают пищу. Они выбирают добычу, которая является частью так называемого глубоководного рассеянного слоя – массы морских обитателей смешанных видов, вечером подходят к поверхности, чтобы поесть, а на рассвете снова погружаются в темные глубины океана, предположительно, чтобы спрятаться от хищников.
В то время как другие китообразные обычно питаются добычей в глубоком рассеянном слое только тогда, когда они приближаются к поверхности после захода солнца, дельфины Риссо разработали уникальную тактику, которая позволяет им питаться этими животными в любое время дня и ночи.
“[Дельфины] действительно заранее знают, куда они направляются и какой тип погружения им нужно использовать, чтобы добраться туда”, — рассказывает Виссер.