Current Biology: Древние жители современной Австрии ели голубой сыр и пили пиво 2700 лет назад

Человеческие фекалии обычно не хранятся долго, и уж точно не на тысячи лет. Но исключения из этого общего правила встречаются в нескольких местах в мире, в том числе в доисторических соляных шахтах австрийской зоны Всемирного наследия ЮНЕСКО Гальштат-Дахштайн/Зальцкаммергут.

В новом исследовании ученые, изучавшие древние образцы фекалий (или палеофекалии) из этих шахт, обнаружили некоторые удивительные доказательства: наличие двух видов грибов, используемых в производстве голубого сыра и пива. Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology.

“Анализ всего генома показывает, что оба гриба участвовали в ферментации пищевых продуктов и являются первыми молекулярными доказательствами потребления голубого сыра и пива в Европе железного века”, — рассказывает Фрэнк Майкснер из Исследовательского института Eurac по изучению мумий в Больцано, Италия.

Более ранние исследования уже показали потенциал для изучения доисторических палеофекалий из соляных шахт, чтобы дать важную информацию о диете и здоровье раннего человека. В новом исследовании специалисты добавили углубленный микроскопический, метагеномный и протеомный анализы для изучения микробов, ДНК и белков, которые присутствовали в этих образцах.

Всесторонние исследования позволили реконструировать рацион питания людей, которые когда-то там жили, и получить информацию о древних микробах, населявших их фекалии.

Исследование рациона питания выявило отруби и чешуйки различных злаков. Ученые сообщают, что высоковолокнистая, богатая углеводами диета была дополнена белками из бобов и иногда фруктами, орехами или продуктами животного происхождения.

В соответствии с их диетой, богатой растениями, древние люди вплоть до эпохи барокко также имели структуру микробиома кишечника, более похожую на структуру современных незападных людей, рацион которых также в основном состоит из необработанной пищи, свежих фруктов и овощей. Полученные данные свидетельствуют о более поздних изменениях в микробиоме западного кишечника по мере изменения привычек питания и образа жизни.

Когда исследователи расширили микробиологический обзор, включив в него грибы, именно тогда  получили свой самый большой сюрприз: изобилие в одном из образцов железного века ДНК Penicillium roqueforti и Saccharomyces cerevisiae.

Полученные результаты являются первым доказательством того, что люди производили голубой сыр в Европе железного века почти 2700 лет назад.