Астрофизик Вандербильт Каран Джани провел серию исследований, которые впервые доказали существование гравитационной волновой инфраструктуры на поверхности Луны. Эксперимент, получивший название Гравитационно-волновой Лунной обсерватории для космологии, использует окружающую среду Луны и геоцентрическую орбиту для анализа слияний черных дыр, нейронных звезд и кандидатов темной материи в пределах почти 70 процентов всего наблюдаемого объема Вселенной.
“Изучив природные условия на Луне, мы показали , что один из самых сложных спектров гравитационных волн может быть лучше измерен с поверхности Луны, что пока кажется невозможным с Земли или из космоса”, – рассказывает Яни.
“Луна представляет собой идеальный фон для самой совершенной гравитационно-волновой обсерватории, поскольку ей не хватает атмосферы и заметного сейсмического шума, который мы должны смягчить ценой огромных затрат для лазерных интерферометров на Земле”, – сообщает Ави Леб, профессор естественных наук Гарвардского университета и автор бестселлеров о черных дырах, первых звездах, поисках внеземной жизни и будущем Вселенной. – Лунная обсерватория обеспечила бы беспрецедентную чувствительность для обнаружения источников, которые мы не ожидаем, и которые могли бы сообщить нам новую физику. ГЛОК мог бы стать жемчужиной в короне науки на поверхности Луны”.
Сообщается, что эта работа происходит по мере того, как НАСА возрождает свою программу “Артемида”, цель которой – отправить первую женщину и следующего мужчину на Луну уже в 2024 году. Продолжающаяся коммерческая работа аэрокосмических компаний, включая SpaceX и BlueOrigin, также добавила импульс для планирования амбициозной научной инфраструктуры на поверхности Луны.
“В ближайшие годы мы надеемся разработать миссию pathfinder на Луне для тестирования технологий GLOC”, – делится Яни. – В отличие от космических миссий, которые длятся всего несколько лет, большое инвестиционное преимущество GLOC заключается в том, что он создает постоянную базу на Луне, откуда мы можем изучать Вселенную в течение нескольких поколений, буквально всего этого столетия”.
В настоящее время обсерватория является теоретической, и Яни и Леб получили одобрение международного гравитационно-волнового сообщества.
“Для меня было большой честью сотрудничать с таким новаторским молодым мыслителем, как Каран Джани”, – сказал Леб. – Возможно, он проживет достаточно долго, чтобы увидеть, как проект осуществится”.