Древнейший краб возрастом 99 млн лет найден целым в янтаре Мьянмы

Группой международных ученых из США, Канады и КНР проанализирован найденный в янтаре из северной Мьянмы краб мелового периода возрастом 99 миллионов лет, который, скорее всего, жил на деревьях. Исследование ученых опубликовано в журнале Science Advances.

Древнейший краб возрастом 99 млн лет найден целым в янтаре Мьянмы

Это самый древний из когда-либо найденных так называемых настоящих крабов, который заставляет пересмотреть некоторые представления об эволюции этих существ и отодвигает время, когда такие крабы впервые выползли на сушу, на 25-50 миллионов лет назад.

Сообщается, что 5-миллиметровое тело существа сохранилось полностью и было изучено при помощи микрокомпьютерной томографии. Образец хранится в Музее янтаря в китайской провинции Юньнань.

Учеными отмечается, что это самая полная окаменелость краба из когда-либо найденных, на ней видно все, вплоть до последнего волоска. Новый вид получил название Cretapsara athanata, оно содержит обозначение периода, в котором он жил, и имя бессмертного духа облаков и вод, что указывает на его обитание в Юго-Восточной Азии.

Настоящие крабы относятся к инфраклассу листоногих ракообразных Brachyura, и их следует отличать от “ложных крабов”, имеющих сходные признаки, которые неоднократно появлялись у ракообразных в ходе эволюции – например, фарфоровые крабы или камчатские крабы с редуцированными конечностями.

Известно, что настоящими крабами завоевывание суши и пресноводных водоемов шло независимо по меньшей мере 12 раз, хотя сделали они это гораздо позже других групп членистоногих.

Вид поразительно похож на современных прибрежных крабов, но у него есть только жабры и нет органов, приспособленных для дыхания атмосферным воздухом. Это указывает на то, что у краба был полуводный образ жизни. Это необычно, потому что основная часть ископаемых крабов, найденных в янтаре на данный момент, является древесными крабами. Это и объясняет факт попадания в янтарную смолу.