Древние египтяне для сушки чернил применяли свинец

Ученые описали состав красных и черных чернил древнеегипетских папирусов, датируемых 100–200 годами н. э. Анализ, который был проведен с помощью синхротронного излучения, показал, что свинец использовали для сушки чернил, а не в качестве пигмента.

Отмечается, что Египтяне основную часть текста писали черными чернилами, а заголовки и второстепенные предложения выделяли красными. Ученые исследовали красные и черные чернила на 12 папирусах из собрания древнеегипетских текстов — храмовой библиотеки Тетбуниса, которое является единственным сохранившимся собранием на данный момент. Свинец был добавлен в чернильную смесь не в виде красителя, а как сиккативная добавка для того, чтобы чернила быстрее высыхали, отмечают исследователи. Они пришли к такому заключению, потому что не обнаружили следов свинцовых белил или сурика, которые должны присутствовать, если элемент использовался в качестве пигмента. Это подтверждает, что чернила имели сложный, необычный состав и не могли быть изготовлены кем угодно.

«В XV веке, когда европейские художники заново открыли для себя масляную живопись, важной задачей стала необходимость быстро высушивать краску, — рассказывает соавтор исследования, сотрудница Европейского центра синхротронного излучения Марин Котт. Именно тогда художники пришли к выводу, что свинец можно использовать в качестве сиккативов.

Свинец связан с элементами, в составе фосфатов, сульфатов, карбоксилатов и хлоридов. Охра придавала чернилам красный цвет.

Ариана/ автор статьи