Древние существа, запертые в янтаре 99 миллионов лет назад, оказались ящерицами

Крошечное существо, запертое в янтаре 99 миллионов лет назад, не является самым маленьким динозавром из когда-либо найденных. На самом деле это ящерица, хотя и очень странная.

Древние существа, запертые в янтаре 99 миллионов лет назад, оказались ящерицами

Исследователи поделились своим открытием в журнале Current Biology.

Известно, что в течение последнего года ученые ломали голову над природой странного существа размером с колибри, у которого длинное название: Oculudentavis khaungraae. Его останки нашли в янтарных залежах Мьянмы. (Это у восточных границ Индии и Бангладеш.)

Окаменелость состоит только из округлого птичьего черепа. У него тонкая заостренная морда и большое количество зубов. Глазница, как у ящерицы: глубокая и коническая. Птицеподобные черты привели одну группу ученых к идентификации ископаемого, как миниатюрного динозавра (птицы считаются современными динозаврами). Это сделало бы его самым маленьким динозавром из когда-либо найденных. Но некоторые ученые сомневались в данном утверждении.

Другой анализ странной группы черт существа показал, что оно больше походило на довольно странную ящерицу.

Группа учёных во главе с Арнау Болетом, палеонтологом из Испании (он работает в Каталонском Институте палеонтологии имени Микеля Крузафонта в Барселоне) сообщила о находке второй окаменелости, которая очень похожа на первую. Она также оказалась в янтаре. Фрагменты нижней части тела на этой новой окаменелости ясно показывают, что это представитель Oculudentavis. Это род ящериц. Они назвали новый экземпляр О. нага. Ученые также считают, что это существо принадлежит к тому же роду, что и более раннее ископаемое.

Сообщается, что исследователи использовали компьютерную томографию для изучения обоих образцов. Ящероподобные черты включают чешую и зубы, прикрепленные непосредственно к челюстным костям. Зубы динозавров, напротив, расположены в гнездах. У обоих существ также есть особая кость черепа, уникальная для чешуйчатых рептилий.

Однако их округлые черепа и длинные заостренные морды не типичны для ящериц. На самом деле, отмечают исследователи, их необычное сочетание черт делает обоих существ очень отличными от всех других известных ящериц.