Древний окаменевший мозг опроверг теорию эволюции

Одна из действующих международных групп ученых и исследователей смогла обнаружить древний мозг в окаменевшей форме возрастом более 520 миллионов лет, существование которого полностью опровергает ранее сформулированные представления мирового сообщества об истории эволюции высшей нервной системы живых существ.

Об этом сообщает “Лента.ru” со ссылкой на публикацию в журнале Science.

Найденный окаменевший мозг принадлежит существу лобоподу Cardiodictyon catenulum, в своей структуре имеет не три сегментированных нервных узла, как предполагалось ранее, а три цельных и нераздельных компонента нервной системы.

Результаты проведенных международной группой ученых исследований показывают, что как раз таки мозг древних изучаемых беспозвоночных мог эволюционировать вне зависимости от развития нервной системы всего остального тела древних существ.

Отметим, что лоботопы, на данный момент являющиеся вымершей группой червеобразной группы животных, обитали на дне морей нижнего кембрия и осуществляли передвижения при помощи собственных ног, имеющих трубчатую структуру и лишенных суставов. Их наиболее близкими родственниками из современной фауны являются онихофоры или также известные бархатные черви, которые из-за своей структуры и формы определены в отдельный тип беспозвоночных животных.

В ходе проводимого исследования процесс цифровой обработки имеющихся изображений древних окаменелостей высокого качества показал следы присутствия нервной системы у тела и мозга, которые были расположены внутри так называемой головной капсулы. Цифровая обработка показала, что вдоль всего кишечника беспозвоночного древнего животного протянулся вентральный, или брюшинный, нервный ствол, а в каждом сегменте находилась пара ганглиоподобных нервных узлов, соединенная специальными нервными тяжами с соседней парой. Мозговая ткань была образована тремя доменами, каждый из которых был связан со своей парой головных придатков и лежали выше, ниже или сбоку от анатомических структур глотки. Самый задний домен сливался с первым ганглиоподобным нервным узлом.

Описанная подобная сегментарная структура животной нервной системы носит название нервной метамерии, а отдельные нейтронные структуры в каждом отдельном сегменте названы нейромерами.

На протяжении более ста лет биологи рассматривали мозг современных эуартроподов как своего рода продолжение нервного ствола, состоящее из нейромеров внутри сегментированной головы. Однако доменная структура у кардиодиктиона явно была несегментированной и лишь позже эволюционировала в нейромеры.

Это и позволило ученым прийти к тому выводу, что мозг у представителей членистоногих развивался вне зависимости от нервной системы тела, что также смогло подтвердиться на уровне различия  между генетическими и эмбриональными механизмами, участвующими в формировании этих отделов у членистоногих.

По словам ученых из группы исследования, результаты эксперимента имеют огромное значение при сравнении нервных систем членистоногих и позвоночных, демонстрирующие аналогичную картину, в которой передний и средний мозг генетически и эволюционно отличаются от спинного мозга.

Алена Розова/ автор статьи