Две тысячи лет назад люди могли обменивать собак на «заморские товары»

Ученые из Университета Копенгагена обнаружили, что у древних людей собаки были предметом обмена между отдельными общинами. Информация об этом была опубликована на сайте научных новостей EurekAlert.

Две тысячи лет назад люди могли обменивать собак на «заморские товары»

Факт обмена собаками в Сибири был установлен палеогенетиками с помощью генетических исследований.

“Создав генетические записи древних собак вместе с другими археологическими находками, мы смогли увидеть перемещение собак, вероятно, в качестве товаров при обмене. Мы полагаем, что собаки могли использоваться и обмениваться для охоты, пастьбы или упряжи. Собаки были жизненно важны для образа жизни древнего общества, что также объясняет, почему они были одомашнены в первую очередь”, — рассказывает автор исследования Татьяна Фойерборн.

Исследование показало, что появление нового генетического материала у древней сибирской собаки произошло как минимум 2 000 лет назад из-за притока собак из евразийской степи и Европы. И что удивительно, большая часть их ДНК сохранилась у современных собак.

Известно, что исследователи секвенировали и проанализировали геномы 20 древних и исторических сибирских и евразийских степных собак. Анализ показал, что хотя сибирские собаки были генетически однородны в период между 9 500 и 7 000 лет назад, более позднее прибытие собак из евразийской степи и Европы привело к значительному смешению генов.

Это хорошо видно в Ямало-Ненецком регионе (северо-западная Сибирь), где собаки железного века (~2000 лет назад) имеют значительно меньше общих генов с европейскими и степными собаками, чем собаки средневекового периода (~1000 лет назад).

Ученые отмечают, что во многих местах археологических раскопок, где были найдены останки собак, также были обнаружены предметы неместного происхождения, например, бусы. Поэтому логично предположить, что люди могли обмениваться собаками как частью большой торговой сети. Геномы собак также доказывают это. В какой-то момент в генофонде сибирских собак начинают появляться “черты чужих собак”. Эти события совпадают с развитием торговых путей с использованием оленей около 2 000 лет назад.

Отмечается, что исследование проводилось совместно с международной группой специалистов, что позволило ученым извлечь ДНК из костей собак, найденных при археологических раскопках, и из предметов меховой одежды в музейных коллекциях мира.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).