Египетский археометаллург Юсри Салем воссоздал древний метод полого бронзового литья

В журнале Journal of Archaeological Science: Reports опубликовал материал, описывающий эксперимент, проведенный археометаллургом Юсри Салемом из Университета Южной долины в Кене, который смог воссоздать в лабораторных условиях технологию литья, использовавшуюся древнеегипетскими мастерами. Одной из загадок для археологов был метод отливки бронзовых статуэток, которые были найдены в 1970-х годах. Статуэтки удивили экспертов тем, что имели очень тонкие стенки, что было трудно осуществить при тогдашнем уровне технологий.

Салем смог осуществить процесс, похожий на тот, который использовался в древние времена, и получил тот же результат, что и египетские мастера Нового царства. Исследователь провел структурный и химический анализ статуэток, изготовленных описанным методом. Используя лабораторное оборудование, археометаллург рассчитал толщину и химический состав позолоты на артефактах. Затем он разработал аналогичный процесс отливки стержня для пустотелого литья и получил результат, схожий с оригиналом.

Оказалось, что одна из статуэток, изображающая бога Осириса, была покрыта сусальным золотом толщиной не более двух микрометров. Вторая имела слой сусального золота толщиной от 8 до 12 микрометров. Благодаря высокому содержанию золота в артефактах, можно было определить, что они относятся к периоду Нового царства. Материал, из которого были изготовлены фигурки, как и ожидалось, представлял собой стандартный сплав свинца, олова и меди.