eLife: сероводород побеждает ВИЧ

Антиретровирусная терапия используется при лечении вируса иммунодефицита человека. Суть этого лечения заключается в том, что под воздействием принимаемых препаратов белки вируса подавляются, и он перестает размножаться. ВИЧ является ретровирусом, что означает, что он может встраиваться в геном человека.  Если условия для него неблагоприятны (например, под воздействием лекарств), он надолго засыпает. Он находится в геноме, но его гены не активны, он не размножается и не производит новые белки.

Но в процессе терапии бывают случаи, когда лекарства перестают действовать или из-за накопления токсичных молекул лекарств в организме развивается окислительный стресс и повреждаются внутренние органы. Ученые ищут способы дать организму время отдохнуть от лекарств, но при этом не провоцируя активное размножение вируса иммунодефицита.

eLife: сероводород побеждает ВИЧ

Исследователи из Индийского института науки в Бангалоре предлагают в качестве такого средства H2S (сероводород). Из школьного курса химии мы знаем, что это газ с запахом тухлых яиц, который образуется при гниении белков. В небольших количествах он присутствует в клетках и тканях и участвует во многих процессах. Например, он может снижать окислительный стресс, уменьшая количество реактивного кислорода в клетках. Результаты исследования были опубликованы в журнале eLife.

В ходе экспериментов было установлено, что при повышении уровня сероводорода в клетках активность вируса снижается. Таким образом, с помощью препаратов, повышающих уровень H2S в клетке, действительно можно улучшить антиретровирусную терапию – сероводород будет подавлять ее побочные эффекты, погружая вирус в еще более глубокий сон.