Европейцы, пережившие чуму XIV века, оставили потомкам ген, провоцирующий артрит

Журнал Nature опубликовал статью, рассказывающую об исследовании, проведённом учёными из Чикагского университет, которые обнаружили, что бубонная чума в Европе в 14 веке вызвала эволюцию генов иммунной системы у выживших и их потомков. Таким образом, у людей выработалась определенная защита от болезни, но это, в свою очередь, привело к повышению риска аутоиммунных заболеваний.

В середине 14-го века в Европе “черная смерть”, бубонная чума, уничтожила до 50% населения всего за пять лет. Группа ученых под руководством генетика Луиса Баррейро из Чикагского университета изучила древние ДНК более 500 человек, умерших в течение 100 лет во время чумы, а также до и после ее окончания.

У выживших людей ученые обнаружили вариант гена, который защищал их от смерти во время чумы. Но этот ген также был связан с развитием аутоиммунных заболеваний, таких как болезнь Крона, поражающая желудочно-кишечный тракт, или ревматоидный артрит.

“Мы предполагаем, что произошел некий эволюционный компромисс, когда определенная [вариация] в гене, который защищает вас от патогена, может также привести к чрезмерно активной иммунной системе сегодня”, – считает профессор Баррейро.