Геохимики из ЮАР нашли в метеорите вещество, образовавшееся при взрыве сверхновой типа Ia

В журнале Icarus опубликована статья, описывающая исследования геохимиков из Университета Йоханнесбурга, которые изучали самый загадочный камень на Земле – метеорит Гипатия. Метеорит был назван в честь Гипатии Александрийской, философа и ученого поздней античности. Он был обнаружен в Ливийской пустыне в Египте в 1996 году. Когда ученые рассмотрели маленький камень весом 3 грамма, они не переставали удивляться. Он был старше нашего Солнца.

Откуда взялся камень и сколько миллиардов лет он летал в космосе, прежде чем упасть на Землю, до сих пор неизвестно. Но химический состав метеорита позволил ученым предположить, что камень содержит материальные свидетельства катаклизма звездного масштаба.

Метеорит содержит пыль и газ, которые когда-то окружали взорвавшуюся сверхновую звезду типа Ia. И камень, вероятно, попал на Землю из совсем другой части галактики.

“В каком-то смысле можно сказать, что мы поймали сверхновую Ia в момент взрыва, потому что атомы газа от взрыва попали в ловушку окружающего пылевого облака, которое в итоге сформировало родительское тело Гипатии”, — говорит геохимик Ян Крамерс из Университета Йоханнесбурга в Южной Африке, возглавлявший исследование метеорита.

Проведенный экспертами анализ элементов показал, что их состав и процентное соотношение отличаются от тех, которые могли бы образоваться в породах в Солнечной системе и даже в нашем рукаве Млечного Пути.