Геохимики выяснили, почему золото концентрируется рядом с мышьяком

Международная группа геохимиков выяснила, почему золото концентрируется рядом с мышьяком, объяснив образование большинства золотых месторождений. Это во многом объясняет тот факт, что многие золотодобытчики подвергались риску отравления мышьяком.

Геохимики выяснили, почему золото концентрируется рядом с мышьяком

Известно, что золото связано с железом – и мышьяк содержащими минералами, такими как пирит и арсенопирит. Эти минералы действуют как губка, и способны концентрировать много золото. Оно становится химически связанным в этих минералах, поэтому невидимо невооруженным глазом.

Учёные изучили действие золотосодержащих минералов с помощью интенсивного рентгеновского пучка, получаемого Европейским синхротроном (ESRF) в Гренобле во Франции, который может исследовать химические связи между минералом и золотом.

Они обнаружили, что когда минерал обогащен мышьяком, золото может проникать в структурные участки минерала, непосредственно связываясь с мышьяком (образуя, с химической точки зрения, связи Au(2+) и As(1 -)), что позволяет золоту стабилизироваться в минерале. Однако при низкой концентрации мышьяка золото не проникает в структуру минерала, а лишь образует слабые связи золото-сера с поверхностью минерала.

Ведущий исследователь, доктор Глеб Покровский, директор исследовательской группы CNRS, GET-CNRS-Университет Тулузы Поль Сабатье, рассказывает: “Наши результаты показывают, что мышьяк управляет концентрацией золота. Этот приводимый в действие мышьяком золотой насос объясняет, как эти сульфиды железа могут массово захватывать и затем высвобождать золото, контролируя таким образом образование и распределение рудных месторождений. С практической точки зрения это означает, что будет легче найти новые источники золота и других драгоценных металлов, которые связываются с содержащими мышьяк сульфидами железа. Это также может открыть дверь для контроля химических реакций, и, если мы сможем улучшить обработку золота, мы сможем извлечь больше золота”.

Новая модель объясняет, почему золото обычно встречается вместе с мышьяком.

Ядовитая связь между мышьяком и золотом хорошо известна во Франции и во всем мире, в том числе на руднике Сальсинь близ Каркассона. Это был один из крупнейших золотых рудников Западной Европы и крупнейший в мире производитель мышьяка. Он закрылся в 2004 году, но экологические последствия загрязнения мышьяком все еще сохраняются в регионе.