Глобальное потепление может открыть эпидемиологический ящик Пандоры для Земли

Ученые из Университета Торонто утверждают, что глобальное потепление спровоцирует вынужденный контакт с новыми вирусами, что, в свою очередь, вызовет новые эпидемии. Ученые исследовали образцы почвы и воды, взятые из канадского озера Хейзен. Это озеро собирает водные потоки, образовавшиеся в результате таяния ближайших к озеру арктических ледников.

Глобальное потепление может открыть эпидемиологический ящик Пандоры для Земли

Оказалось, что вирусы не особенно задерживаются в почве, так как высокая скорость потока смывает их вместе с верхним слоем почвы в озеро, но  в самом озере количество вирусов при этом увеличивается.

Кроме того, в озере происходит так называемая фрагментация среды, которая ограничивает движение генетического материала и приводит к дрейфу генов, то есть накоплению изменений. Это может привести к межвидовой передаче заболеваний, например, комарами.

По мнению ученых, потепление запустило два процесса. Во-первых, увеличился объем сточных вод, а значит, возросло количество приносимых ими болезнетворных микроорганизмов. В то же время по той же причине ареал обитания многих видов смещается на север, что также может привести к тому, что оттаивающий вирус встретит подходящий четвероногий или двуногий резервуар.

“Это может иметь драматические последствия”, – говорят авторы статьи.