История климатических изменений на Земле поможет предсказывать глобальные катаклизмы

В новом исследовании, проведённом международной группой учёных, определено, что резкие нарушения климата Земли, которые были тысячи лет назад (вызвавшие такое же резкое повышение уровня моря и массовое таяние ледников), могут служить системой раннего предупреждения для современных опасных погодных явлений и повышения температур.

«Это звучит нелогично, но, чтобы предвидеть будущее, нам, возможно, придется заглянуть в прошлое», – рассказывают специалисты.

Сообщается, что исследователями были изучены условия, которые привели к потеплению Беллинга-Аллереда почти 15 тысяч лет назад, когда температура приземного воздуха поднялась до 14 градусов по Цельсию над Гренландией.  Кроме того, был изучен конец так называемого африканского влажного периода (около 6000-5000 лет назад), вызвавший региональные изменения в экосистемах и доисторических человеческих обществах.

Обнаружено, что климатические системы прошлых лет, такие как динамика океана и режимы осадков, имели тенденцию замедляться по мере того, как они достигли критической точки – своего рода «точки невозврата».

«Недавнее прошлое Земли показывает нам, как резкие изменения в системе Земли вызвали каскадные воздействия на экосистемы и человеческие общества, когда они пытались адаптироваться. Сейчас мы снова сталкиваемся с риском возникновения каскадных переломных моментов – но на этот раз мы сами виноваты, и последствия будут глобальными», – делятся ученые. Поэтому столь важно понимать сигналы систем раннего предупреждения.

Таким образом, ученые смогут прогнозировать будущие изменения, исследуя катаклизмы прошлого.

Подробнее об этом можно прочитать в журнале Nature Geoscience.