Гормон окситоцин способен стимулировать восстановление сердечной ткани

Журнал Frontiers in Cell and Developmental Biology опубликовал статью, в которой описывается исследование, проведенное учеными из Мичиганского  университета. Биологи доказали, что нейрогормон окситоцин (другое название – гормон любви), способствующий развитию социальных связей и приятных чувств, воздействует на стволовые клетки сердца и активизирует их преобразование в мышечные клетки, генерирующие сокращения сердца.

Гормон окситоцин способен стимулировать восстановление сердечной ткани

Кардиомиоциты, как правило, погибают в большом количестве после сердечного приступа и не восполняются. Ранее было установлено, что подмножество клеток в эпикарде может подвергаться перепрограммированию и превращаться в стволовые клетки, называемые эпикардиальными прогениторными клетками (EpiPCs), которые затем могут давать начало не только кардиомиоцитам, но и другим типам клеток сердца. Например, рыбки данио могут восстанавливать свое сердце даже при потере четверти органа.

Это происходит отчасти благодаря EpiPC и пролиферации кардиомиоцитов. Исследование также показало, что у рыбок данио экспрессия матричной РНК окситоцина увеличивается до 20 раз в мозге в течение трех дней после повреждения сердца, вызванного замораживанием.

Затем этот окситоцин перемещается в эпикард рыбы и связывается с рецептором окситоцина, запуская цепь реакций, которые стимулируют местные клетки к расширению и развитию в ЭпиПК. Затем новые EpiPCs мигрируют в миокард рыбки данио и развиваются в кардиомиоциты, кровеносные сосуды и другие важные клетки сердца взамен утраченных. Аналогичный эффект был зарегистрирован и в тканях человека.

Ученые планируют продолжить исследования, чтобы проверить действие окситоцина на людях после травмы сердца. К сожалению, гормон имеет очень короткий срок жизни в крови, поэтому его использование может быть затруднено. В любом случае, необходимы дальнейшие доклинические испытания на животных и клинические испытания на людях.