Холод может помочь в борьбе с ожирением и связанными с ним метаболическими заболеваниями

Многие люди страдают ожирением – сложным заболеванием, которое может увеличить риск развития диабета, сердечно-сосудистых заболеваний и некоторых видов рака. Один из механизмов, с помощью которого ожирение может привести к другим проблемам со здоровьем, заключается в том, что оно вызывает хроническое воспаление низкого уровня – скопление иммунных клеток в тканях, чувствительных к инсулину. Исследователи предполагают, что обращение вспять – так называемое устранение – этого хронического воспаления может предотвратить связанные с ожирением заболевания, включая диабет, и, возможно, способствовать снижению веса.

В новой работе, опубликованной в журнале Nature Metabolism, ученые из Joslin Diabetes Center и Brigham and Women’s Hospital обнаружили, что воздействие низких температур устраняет воспаление, вызванное ожирением, и улучшает чувствительность к инсулину и толерантность к глюкозе у мышей с ожирением, вызванным диетой.

Кроме того, установлено, что этот процесс зависит от бурой жировой ткани (адипозной ткани), которую иногда считают “хорошим жиром”, вырабатывающей естественную молекулу под названием Маресин 2 при стимуляции холодом. Признанная активным эндокринным органом, поскольку она выделяет молекулы, которые взаимодействуют с другими тканями и регулируют обмен веществ, бурая жировая ткань помогает рассеивать накопленную энергию и потенциально может способствовать потере веса и метаболическому здоровью.

“Мы обнаружили, что воздействие холода уменьшает воспаление и улучшает метаболизм при ожирении, что, по крайней мере, частично связано с активацией коричневой жировой ткани. Эти результаты позволяют предположить ранее не признанную функцию коричневой жировой ткани в устранении воспаления при ожирении”, — делится Ю-Хуа Ценг, старший исследователь отдела интегративной физиологии и метаболизма в Joslin Diabetes Center и профессор медицины в Гарвардской медицинской школе.

В данном исследовании ученые создали модель мыши, которая страдает ожирением, если ее кормить типичной западной диетой с высоким содержанием жиров. Когда животных поместили в холодную среду (около 40 градусов по Фаренгейту), ученые заметили, что чувствительность животных к инсулину и метаболизм глюкозы улучшились, а вес их тела увеличился по сравнению с контрольными животными, содержащимися в термонейтральной зоне – температуре окружающей среды, при которой организму не нужно вырабатывать тепло для поддержания основной температуры тела. Более того, ученые также выявили значительное улучшение воспаления, о чем свидетельствует снижение уровня одного из основных маркеров воспаления.