Homo sapiens, возможно, принес в Европу стрельбу из лука около 54 000 лет назад

Новое исследование предполагает, что Homo sapiens, достигшие Европы около 54 000 лет назад, привезли на этот континент луки и стрелы.

Исследователи изучили крошечные треугольные каменные наконечники и другие артефакты, выкопанные в каменном убежище на юге Франции под названием Грот Мандрен.

Луков на участке не обнаружено. Деревянные предметы, такие как луки, плохо сохраняются. По словам ученых, самые старые неповрежденные луки, найденные в болотах Северной Европы, датируются примерно 11 000 лет назад.

Предыдущие находки камней и костяных наконечников позволяют предположить, что охота с луком и стрелами возникла в Африке примерно 80 000–60 000 лет назад.

А ранее обнаруженные ископаемые зубы указывают на то, что Homo sapiens посетил Грот Мандрин еще 56 800 лет назад, задолго до вымирания неандертальцев около 40 000 лет назад и намного раньше, чем исследователи предполагали, что Homo sapiens впервые достиг Европы.

«Мы показали, что самые ранние из известных Homo sapiens, мигрировавшие на территории неандертальцев, научились обращаться с луком», — говорят ученые.

Нет никаких доказательств того, что неандертальцы, уже находившиеся в Европе в то время, пускали стрелы в добычу. Также неясно, давала ли Homo sapiens стрельба из лука какие-либо существенные охотничьи преимущества по сравнению с копьями, которые втыкали или метали неандертальцы.

Среди 852 каменных артефактов, раскопанных в слое отложений Homo sapiens в Гроте Мандрен, датируемых примерно 54 000 лет назад, 196 треугольных каменных наконечников сильно пострадали от ударов. Еще на 15 каменных наконечниках были обнаружены признаки как повреждений от сильного удара, так и изменений, вызванных разделкой мяса, например резкой.

Андрей Васильев/ автор статьи