Индекс массы тела (ИМТ) и рН почвы влияют на состав её микробиома и плодородие

В журнале mSphere опубликованы результаты исследования, проведенного учеными из Университета Теннесси в США, которые выяснили, как разложение человеческих тел на открытом воздухе влияет на химический состав и микробиом почвы.

Индекс массы тела (ИМТ) и рН почвы влияют на состав её микробиома и плодородие

В работе использовались 19 донорских тел без открытых ран в возрасте от 40 до 91 года с индексом массы тела (ИМТ) от 14,2 до 55,1, который был измерен посмертно. Перед началом эксперимента тела хранились при температуре +4ºC не более недели.

Ученые оставляли тела на спине в лесу, а затем брали образцы выделяемых жидкостей и почвы. Эксперимент продолжался все время, пока шло активное разложение. Оказалось, что рН почвы существенно зависел от ИМТ трупов. В частности, при разложении тел с весом ниже нормы (ИМТ<18,5) было зафиксировано ощелачивание почвы, в то время как pH тел с нормальным и избыточным весом снижался, а почва становилась кислой.

Эксперты считают, что это связано с разницей в химическом составе тел. ИМТ косвенно показывает соотношение мышечной и жировой ткани и, соответственно, белков и жиров в составе тела. Состав грибковых сообществ почвы также отличался в зависимости от ИМТ. Обилие грибов класса Saccharomycetes (роды Yarrowia (способные разлагать жир) и Dipodascus) увеличивалось в почве при разложении трупов с нормальным и повышенным ИМТ, тогда как при низком ИМТ такой тенденции не наблюдалось.

Щелочные почвы имеют низкую плодородность и плохую водопроницаемость. Большинство культур, особенно сельскохозяйственных, не растут на таких почвах. Ученые пришли к выводу, что ощелачивание почв приводит к снижению разнообразия растений и даже к их полному исчезновению в некоторых районах.