IScience: у старых стволовых клеток мышц излишне активная ДНК

Китайские ученые из Гонконгского университета науки и технологий обнаружили новый признак старения в мышечных стволовых клетках (MuSC). По их словам, хроматин, который является основным веществом хромосом, у старых стволовых клеток демонстрирует излишнюю активность, и это отличает их от молодых MuSC. Исследовательская работа опубликована в журнале iScience.

Взрослые стволовые клетки, участвующие в регенерации тканей, к примеру, скелетных мышц, могут длительное время находиться в состоянии покоя, но при травме они активируются, начиная деление. После этого некоторые активированные MuSC возвращаются в состояние покоя, чтобы пополнить пул стволовых клеток. Белок Pax7 является ключевым соединением, участвующим в этом процессе. Его истощение становится следствием истощения пула, так как останавливается клеточное деление.

Хроматин — это вещество, состоящее из ДНК, а также связанных с нею белков.

Эксперты изучили изменения в открытости хроматина у молодых и старых MuSC, когда они выходят из состояния покоя, ранней активации и регенерации. Ученые выяснили, что у старых стволовых клеток хроматин характеризуется большей открытостью, другими словами, хроническим активированным состоянием. У этих клеток довольно часто прерывается состояние покоя, из-за чего и ухудшается способность к регенерации. По словам специалистов, открытость хроматина усиливает активность генов, у которых есть связь с развитием раковых клеток.

Ключевыми регуляторами Pax7 являются энхансерами – участки ДНК, усиливающие активность конкретного гена. Экспериментальное блокирование энхансеров стало следствием дефицита белка Pax7 и дисфункции стволовых клеток. У старых клеток, находящихся в состоянии покоя, активность энхансеров понижалась.

Ученые считают, что если получится отыскать способ сохранить активность энхансеров у старых клеток, то, возможно, это позволит и «омолодить» их.